Стихотворение «Отговорила роща золотая» (1924) характерно для есенинской пейзажной лирики последних лет. В нем уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с религиозной тематикой, которые были столь широко распространены в ранней лирике поэта. На лоне природы лирический герой стихотворения полон философских раздумий и воспоминаний. С.А. Есенин написал это произведение в селе Константиново, запечатлев в нем реальную рябину, стоявшую перед окном родного дома. Природа в произведении одухотворена, эмоционально наполнена. В нем широко представлена излюбленная поэтом цветовая гамма (золотой, голубой, сиреневый, красный, желтый). Автор использует олицетворения («отговорила роща золотая Березовым, веселым языком», «о всех ушедших грезит конопляник»), метафоры («в саду горит костер рябины красной»), эпитеты (равнина «голая», юность «веселая»).
Разнообразен синтаксис произведения: риторический вопрос («Кого жалеть?»), анафорический повтор («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), синтаксический параллелизм («Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова»). Благодаря этим оригинальным и в то же время необычайно органичным поэтическим средствам и приемам традиционные лирические образы (дом, дерево, журавли) организуются в единую неповторимую, но запоминающуюся картину — типичный пейзаж среднерусской полосы. Образ дома в стихотворении наполняется широким философским смыслом. Дом воспринимается не как конкретное жилище, а как весь белый свет: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
Поклонение дереву характерно для язычества — исконной религии Древней Руси. О важности этого образа для своей мировоззренческой позиции С.А. Есенин писал в статье «Ключи Марии». Журавли — также символический образ. Способность птиц преодолевать огромные расстояния с недоступной человеку скоростью издревле привлекала человека. В древности птицам приписывались магические свойства. Считалось, что птицы могут принести счастье и что после смерти души усопшего переселяется в птицу. Картина дружного журавлиного отлета ассоциировалась в народе с обильным урожаем, поэтому крестьяне так внимательно относились к этому явлению и выходили прощаться с птицами. Улетающие журавли, упавшие листья, грустные слова — весь образный ряд стихотворения создает элегическое настроение, созвучное размышлениям о скоротечности человеческой жизни, непредсказуемой судьбе творчества. Живописное дыхание есенинской музы растворено повсюду: оно слышно в шелеете кудрявых кленов, чувствуется в свежести осенней прохлады, ощущается в буйстве красок весеннего разнотравья. Кажется, словно сама божественная сила природы диктовала поэту лирические строки: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Стихотворение написано пятистопным ямбом, в нем шесть строф, перекрестная рифмовка.