Стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный…», относится к периоду 1914-1915 годов, когда Россия, погрязшая в войне, действительно оказалась заброшенной.
Деревни, из которых стройными рядами уходили воевать хлеборобы и пастухи, лишенные мужской силы, осиротели. Это очень точно и досконально описывает поэт в строках своего лаконичного, но емкого произведения.
По настоящему влюбленный в сельскую Россию, Есенин тонко чувствует и остро переживает заброшенность деревни. В родном краю не кошен сенокос, домишки покосились без мужской заботы, лес отвоевывает все новые территории у деревни, в которой и осталось-то 5 домишек.
Поэт грамотно использует это числительное, уподобляя нищую деревню пятиглавой церкви. Несмотря на убогость населенного пункта, жива еще в селе душа русская. Бабы с ужасом наблюдают, как вороны — предвестники беды — бьют крыльями по окнам. И даже черемуха в деревне машет своим ветвями как-то особенно тревожно, словно прощается навеки с сильной половиной населения, ушедшей воевать с сильным противником.
И что осталось несчастным женщинам в доживающей свой век деревне? Одна- то м надежда у них на помощь Бога. Не даром Есенин, называет свое стихотворение «Край ты мой заброшенный», на фоне бедного пейзажа и вросших в землю домишек рисует монастырь. С глубокой верой и искренней надеждой по пустым безмолвным улицам идут в храм обреченные на жалкое существование деревенские бабы.
Так искренне сопереживать русской женщине мог только Есенин. Он словно сам был одной из тех старух, что остались неприкаянные, никому не нужные, брошенные правителями на произвол судьбы. У несчастных женщин нет ни сил, ни возможности выкосить траву, вырубить лес, подправить заборы, изгороди и избы.
Безысходная тоска и боль за родные места сквозит в каждой строчке, в каждом слове, в каждом звуке. И все это сказано так живо и доходчиво, что и нашего современника, прочитавшего стих, переполняет жалость, просыпается в человеке сострадание к тем, кто жил на Руси почти 100 лет назад. И невольно сравниваешь эпохи. И понимаешь, что все в этом мире относительно: и достаток, и счастье, и мечты.