Ирония, тонкая, скрытая насмешка — понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи “ человеком высокого благородства души “, ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает иронии в чувствах, пробудившихся между мужчиной и женщиной. Он придаёт ей статус признака предзаключительной стадии . Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет на одно из первых мест в отношениях Николай Алексеевич Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова лирического героя. Последний разговаривает со своей возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить. И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь, не должны растрачивать её на пустые слова, несущие за собой лишь разочарования: Я не люблю иронии твоей, Оставь её отжившим и нежившим, Нам рано придаваться ей Он олицетворяет свои чувства со стихией огня, пылающей горячим, всепоглощающим пламенем, но продолжает “горячо любившим “, именно “любившим ”, а не ”любящим ”, и, значит, между героями стихотворения уже нет любви, от неё остался лишь “ остаток чувства ”, а всё остальное заполнила страсть, которой так же суждено будет уйти: Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты- Мечты о продлении отношений, ревнивые тревоги потерять их — вот и всё, что заполняет сердце героя, но этого слишком мало для любви. Каждый видит под этим понятием разные вещи , и , думаю , было бы наивным опираться только на свою точку зрения . Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:
Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека …
Персонаж прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить, он не пытается возобновить отношения, но мечтает сказать “остановись мгновения ”, хотя это уже ничего не решает. В данный момент героям правят чувства, но его разуму известно, что сейчас или позже исход один: Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и таска …
Так осенью бурливее река,
Но холоднее будущие волны …
Пустые слова, плоды иронии, порождённые отсутствием истинных чувств. Они вызывают тоску , обиду , один их самых сильных грехов — уныние , они засоряют душу . Они как лакмусовая бумажка , выявляют истинную картину чувств , как мудрая гадалка , говорят о том , что будет дальше . Пятнадцать строк, поведавшие нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью, и ясно видящие приближения разлуки. Эти строки напоминают прозу, благодаря анапесту ,не свойственному “золотой” поэзии Пушкина и Лермонтова , и легко запечатляются в памяти , как , на мой взгляд , любая настоящая поэзия , начертанная пером поэта ,и продиктованная его чувствами .