«Отговорила роща золотая» — одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти». Лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляют раздумья поэта о жизни. Образ рощи, говорящей языком берёз, сам по себе поразителен, но метафоричность формы стихотворения не самоцель, а реализация замысла раскрыть сложное психологическое состояние автора. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» что-то уже «отговорила») и особенно со второй — ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».
В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина — не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.
Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения — это олицетворение ( «отговорила роща», «грезит конопляник»). Ещё интереснее другой, очень характерный для Есенина приём, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Целиком на таком приёме построено стихотворение «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» — это сам Есенин, чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия — это прекрасный сад, где слова — листья.
Для Есенина этот образ принципиально важен, так как порождён представлением о том, что человек, поэзия и природа — это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле — важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы — все они, по Есенину, дети единой матери-природы. В его стихотворении мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные» черты. Основы поэтики Есенина — народные.
Природа в его стихотворении, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой. Есенин в богатейшей поэтической культуре Серебряного века показал собственное лицо: пришёл со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы. Эпитеты (отговорила роща золотая, / Берёзовым весёлым языком ), метафоры («о всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом», «души сиреневая цветь»), олицетворение ( «журавли, печально пролетая», «отговорила роща», «грезит конопляник»), сравнение («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю тихие слова»), символ (символом матери-природы предстаёт дерево) — все эти изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность и эмоциональность.
При этом в синтаксисе Есенин избегал усложнённости, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха. Синтаксические фигуры: параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь»), инверсия («роща золотая», «о юности весёлой», «рябины красной»), умолчание в последней строфе — тоже придают выразительность художественной речи, усиливают эмоциональность лирического высказывания. Особую роль играет у Есенина цвет. Цветовая гамма составлена из простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Это традиционные цвета русского искусства. В стихотворении прошлое окрашивается в голубой и сиреневый. К тому же «сиреневая цветь» заставляет вспомнить о времени цветения сирени, весне. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой, что передаёт не только цвет, но и эмоцию.
И золото уже проходит, но ещё «горит костёр рябины красной». Тревожный красный противостоит голубому и сиреневому. Через цвет передана эволюция лирического героя. Нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств. И хотя поэт несколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, стихотворение наполнено щемящей грустью о прошлом. Юность «весёлая» и берёзовый язык рощи был весёлым, а теперь и журавли пролетают печально, и конопляник грезит об ушедших, и герой стоит «один среди равнины голой», и слова его грустные, а годы растрачены напрасно.
Образ-переживание оказывается противоречивым: светлым и мрачно-тоскливым, гармоничным и тревожным; прекрасное прошлое — безусловная ценность, сохранённая в душе, но оно несёт на себе отблеск печального настоящего. Стихотворение «Отговорила роща золотая», как, впрочем, и многие стихи Есенина, стало песней. Это совершенно закономерно, его поэзия песенна по своему складу. Стихи Есенина мелодичны. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Песенность стихотворения подчёркивается его композиционно-кольцевым приёмом построения — первая строфа частично повторяется в заключении. Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта берёзе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе.
Напевность стихотворения усиливает пятистопный ямб. В нём много аллитерации и ассонансов (« горит костёр рябины красной», «роняет тихо листья»).
Стихотворение состоит из 6 строф. Стихосложение силлабо-тоническое.
Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.
У Есенина природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души», — утверждал Алексей Толстой.
Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически: его согревает вера в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским: «Печаль моя светла…»