Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Автор и его герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Автор и его герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Достоевский никогда бы не написал своих знаменитых романов, если бы не пробыл «у смерти три четверти часа» и не «был у последнего мгновенья », если бы в кружке Петрашевского не прошел через искушение насильственного изменения общества. Лишь испытав все это на себе, он смог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком. В центре его романов, как правило, находится некая загадочная, таинственная личность, одержимая теорией, идеей (Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов). Однако эти теоретики обычно становятся и жертвами своей идеи.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему, поэтому преступление Родиона Раскольникова автор оценивает не с юридической, а с нравственной стороны. Раскольников по христианским понятиям глубоко грешен. Причем греховность его, с точки зрения Достоевского, не столько в нарушении заповеди «не убий», сколько в гордыне, в презрении к людям («тварям дрожащим», по теории Раскольникова), в желании стать «властелином», «право имеющим проливать кровь по совести». По Достоевскому, первое, главное преступление Раскольников совершил перед Богом, второе (убийство старухи процентщицы и Лизаветы) перед людьми, причем как следствие первого.

Исследуя подробно теорию Раскольникова, автор показывает, в какой жизненный тупик привела она героя. Девиз: «Цель оправдывает средства», собственно говоря, является истинной сутью теории Родиона Раскольникова. Во имя спасения своей семьи от нищеты и унижений и для «тысячи других добрых дел» он решает убить отвратительную старушонку и ограбить ее. При этом, однако, Раскольников мучается вопросом, имеет ли он право переступить юридические законы несправедливо устроенного общества. Согласно его теории такое право у него есть. Достоевский, естественно, не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разувериться.

Ф. М. Достоевский осуждает «наполеоновскую теорию» и преступление Раскольникова, связывая это с идеями материалистической этики. Всем ходом повествования он развенчивает теорию главного героя. Это находит отражение в композиции романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании — в пяти. Характер главного героя чрезвычайно противоречив: добрый, отзывчивый на чужое горе, он создает бесчеловечную теорию. Совершив убийство, Раскольников испытывает мучительное ощущение разъединенности с человечеством (от людей его «как ножом отрезало») и принужден сам на себя донести «.. .чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям» (Достоевский, письмо к Каткову).

Как же Раскольников постигает ошибочность собственной теории? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину через страдания и веру. Сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала Раскольников отрекается от христианских заповедей, затем совершает убийство — сначала делает признание в убийстве, затем происходит истинное раскаяние, очищение, постижение любви к ближнему, т. е. воскрешение к новой жизни.

Проводником философии автора в романе, несомненно, является Соня Мармеладова. Она воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни — самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскресению.

Проведя своего героя через жесточайшие душевные мучения, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, в каждом своем произведении вместе со своими героями страдает Достоевский, достигая тем самым изумительной достоверности в исследовании природы человеческой души.