Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» можно отнести к числу величайших произведений мировой литературы. Хотя в основе его лежит преступление, он не относится к обычным детективам, являясь сложнейшим философско-психологическим романом, в котором автор главное внимание уделяет раскрытию внутреннего мира главного героя — Родиона Раскольникова.

Первоначально Достоевский хотел написать роман в форме исповеди главного героя, так как рассказ от первого лица давал автору больше возможностей сосредоточиться на внутреннем мире Раскольникова, но Достоевский понял, что в этом случае он не сможет обрисовать характер главного героя как соотнесенный с характерами и судьбами других персонажей. Автору было важно показать Раскольникова в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми.

Терзаясь сомнениями, испытывая страх после совершенного преступления, Родион Раскольников внимательно приглядывается к людям, сравнивая их с собой. Таким образом, каждый персонаж появляется на страницах романа как бы под двойным знаком: он представляет собой не только самостоятельного героя, но и помогает автору глубже раскрыть образ Раскольникова, оттеняя и углубляя его.

Наиболее интересным в системе двойников является Лужин. На первый взгляд кажется, что жених Дуни — полная противоположность Раскольникову. Он расчетливый делец, холодный эгоист, скупой и безнравственный человек. Родиону еще до знакомства с ним ясно, почему он хочет жениться на его сестре. Дуня — скромная бесприданница. А такая и нужна Лужиу, потому что она будет ему безропотно подчиняться и во всем от него зависеть.

Раскольников ненавидит черствых и расчетливых людей, подобных Лужину. Но позже главный геой с отвращением убеждается, что между ним и женихом сестры есть нечто общее. У Лужина тоже, как и у Раскольникова, есть своя теория. Лужин называет ее «экономической наукой» и заявляет, что эта самая теория освободила его от ложной любви к другим людям. По мнению Лужина, заслуга его экономической теории в том, что она главнейшей обязанностью человека провозгласила заботу только о самом себе. «Возлюби прежде всего одного себя», говорит Лужин. Это человек, который более всего на свете любил деньги. Лужин — эгоист. Его эгоизм рождает равнодушие, разъединяет людей, оправдывает подлость и жестокость. Лужин — человек самых низких и подлых качеств. Когда планы его по отношению к Дуне провалились, он идет на очередную подлость. Лужин хочет очернить в глазах людей Соню, уличая ее в воровстве. Для этого он кладет незаметно ей в карман сторублевую ассигнацию.

Такие люди, как Лужин, несут людям зло и несчастье. Родион Раскольников понимает, что жизненная позиция его антипода является более низменным и боее эгоистичным вариантом его собственных взглядов, Ведь как по теории Лужина, так и по «идее» Раскольниова можно оправдать преступления над людьми.

К тому же выводу может привести потеря различия между добром и злом, та нравственная болезнь, от которой страдает умный, но циничный Свидригайлов, еще один двойник Раскольникова. Он натура сложная и противоречивая. «Я человек развратный и праздный», — говорит о себе этот герой. В прошлом он был шулером, сидел в долговой тюрьме. В истории с Дуней Свидригайлов выглядит злодеем, развратником, подлецом. О его преступлениях распространились слухи, будто бы он отравил свою жену, явился причиной смерти дворового человека. Свидригайлов не случайно говорит Раскольникову: «А между нами есть какая-то точка общая?.. Мы одного поля ягоды?»

Но, кроме злых дел, нравственных преступлений, Свидригайлов совершает и добрые потупки. Он избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя. В Петербург Свидригайлов приезжает главным образом для того, чтобы помочь Дуне избавиться от Лужина. Но когда она не принимает его денег, Свидригайлов употребляет их на другое доброе дело и устраивает детей Катерины Ивановны в пансион. Он и Раскольникову предлагает организовать побег в Америку, а Соне дает три тысячи рублей, зная о том, что ей пригодятся эти деньги, когда она поедет вслед за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов мечтает о Северном полюсе и о путешествии на воздушном шаре.

Внутри этого человека пустота. У него нет цели в жизни. И добро, и зло он совершает от скуки, поэтому этот герой и приходит к самоубийству, чтобы положить конец бессмысленному существованию. Он чувствует отвращение к себе, его мучает совесть. Устав от такого состояния, он расстается с жизнью. Однако истинных причин преступления Раскольникова Свидригайлов не понимает. Он думал, что Раскольников убил старуху-процентщицу из-за бедности.

Не чужд мыслей Раскольникова и сам следователь Порфирий — человек, переживший свою пору мечтаний. Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает свою молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя порядка. Осуждая убийство старухи, следователь не может не восхищаться смелостью Раскольникова — бунтаря против несправедливости общества.

Система двойников романа достаточно сложна. Двойники есть не только у главного героя. Есть явный ряд общих черт у Дуни и Сони. Эти два образа дополняют и углубляют друг друга. Дуня готова выйти замуж не по любви за Лужина для того, чтобы дать возможность брату учиться. А, значит, она, как и Соня, стремится делать добро другим, принося огромное зло себе.

А еще Раскольников находит в Соне Мармеладовой черты безвинно убитой им Лизаветы. Это кротость, беззащитность и безответность.

Таким образом, благодаря введению в роман двойников, автор может глубже раскрыть образы героев, в особенности, Раскольникова, чтобы заставить его признать ошибочность своей теории. Приглядываясь к другим, даже порой неприятным для него людям, главный герой романа осознает всю истинную сущность своей «идеи»: он понимает, что такой вызов несправедливому обществу, как убийство пусть даже злой и никемной старухи, ведет к еще большему злу и насилию.