«Люблю тебя, Петра творенье», — писал о Петербурге А.С.Пушкни, называя его «гордым», «стройным», городом. А каким же мы видим этот прекрасный великий град «град Петров» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? У автора почти нет описаний великолепных архитектурных памятников. Достоевский показывает нам не аристократический Петербург с его блестящей, красивой жизнью, а трущобы, где обитают — не живут, обездоленные, задавленные нищетой люди. Описания домой, улиц невероятно точны. Ясно, что автор сам наблюдал все тяготы существования этих нищих, вынужденных жить в каморках, похожих на «гроб», «шкаф». Достоевскому свойственна детальность, у него любая, казалось бы, мелочь важна и точна. «Было душно, так что даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было сделаться пьяным», — это описание кабака, где познакомились Раскольников и Мармеладов.
А вот жилище Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».Неудивительно, что в подобной комнате, где все давит своей тяжестью, грязью и беднотой на человека, Раскольников и решил претворить свою бесчеловечную теорию в жизнь. Петербург поворачивается к нам иной стороной, показывая жизнь «маленьких людей», бросающую в ужас с первых страниц романа. Достоевский вовсе не умаляет достоинств Петербурга — он поставил себе иную цель: обличение условий существования «униженных и оскорбленных».В «этом» Петербурге нет людей с легкой судьбой. Дуня Раскольникова, ради брата своего Роди готова продать себя. Этим она похожа на Соню.
Эти героини еще не погрязли в мире разврата и пошлости. Раскольников верно определил судьбу Сони, ему больно и жутко, глядя на молоденькую обманутую девушку с желтым билетом. К несчастью, у нее нет иного пути. В романе Ф.М.Достоевского Петербург представлен нам миром «униженных и оскорбленных» и представлен на столько точно, что становится страшно от столь реальных картин беспросветного жалкого людского существования. Ни одна слезинка не должна пролиться ради счастья миллионов, люди должны измениться сами с помощью веры. Автор хочет, чтобы этот мир переменился в лучшую сторону, но не на примере убийств, а благодаря любви, вере в Бога.