Вы находитесь: Главная страница> Солженицын Александр> «Без праведника не стоит село» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Сочинение на тему ««Без праведника не стоит село» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)»

Тип «праведника» широко представлен в русской литерату¬ре: крестьянскими образами Гоголя, Некрасова, Салтыкова- Щедрина, героями Достоевского (Сонечка Мармеладова, князь Мышкин, Алеша Карамазов) и Л. Толстого (Платон Каратаев), гончаровским Обломовым, купринской Олесей и многими дру¬гими персонажами. У русских писателей носителями совершен¬ных нравственных качеств чаще всего выступают люди из на¬рода, из крестьянской среды. Такова и героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».
Повествованию о ней предпослано небольшое вступление. Рассказчик — математик и бывший ссыльный (в «Матренином дворе» отражена биография автора), возвращаясь «из пыльной горячей пустыни» на родину, мечтает поселиться в каком-нибудь «тихом уголке России» и, после долгих мытарств, получает ме¬сто учителя в глухом и бедном колхозном поселке Тальново, близ станции с диковинным названием «Торфопродукт». Это вступление не только готовит читателя к знакомству с главной героиней рассказа, но и показывает: в любом из самых глухих и неприметных, наугад выбранных уголков России живет своя Матрена, свой «праведник», без которого «не стоит село».
Первое, что удивляет рассказчика в Матрене, — полное ее равнодушие к возможности получить «выгодного квартиранта» (сверх платы школа давала учителю машину торфа на зиму). Матрена даже пытается направить гостя к другим хозяйкам, у кого ему будет «покойней и угожей», но гость уже принял ре¬шение остаться в тихой Матрениной избе, заставленной фику¬сами, украшенной рублевыми плакатами и населенной кроме хозяйки колченогой кошкой (Матрена подобрала ее из жалос¬ти), мышами и тараканами.
Впоследствии рассказчик узнает, что Матрена Васильевна многие годы «ниоткуда не зарабатывала… ни рубля». Колхоз не платил ей пенсии, и работала-то она в колхозе не за деньги, а «за палочки в замусоленной книжке учетчика». Так в рассказ вхо¬дит тема бесчеловечности сталинской власти — одна из ведущих тем в творчестве Солженицына. Матрена проработала в колхо¬зе четверть века, пока позволяло здоровье, и к шестидесяти го¬дам осталась без средств к существованию.
Автор описывает унизительные хождения пожилой женщи¬ны, хлопочущей о пенсии, по «канцеляриям». «Притесняют меня, Игнатьич, — жалуется она своему постояльцу. — Иззаботилась я».
Но «лоб ее недолго оставался омраченным» — у Матрены было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Она вставала, по крестьянскому обыкновению, в четыре-пять утра, доила козу (единственную свою кормилицу), хо¬дила по воду и возилась у печи, занималась огородом, ходила за торфом или по ягоды в лес. «Наломавши спину ношей», Матре¬на возвращалась в избу «уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Тема труда как важнейшей жизненной потребности человека занимает особое место в произведениях Солженицына. Другой его «праведник» — заключенный Шухов из рассказа «Один день Ивана Денисовича» — подобно Матре¬не в труде находит единственное средство духовного выживания в нечеловеческих условиях «зоны».
Колхозная власть не только обрекала пожилых людей на го¬лодную старость — она еще и продолжала выжимать из них по¬следнее, что только можно было выжать. Новый председатель колхоза «первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пят¬надцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовали за забором». За эти «пятнадцать соток песочка» на¬чальство привлекало Матрену к неоплачиваемому тяжелому труду. Жена председателя — «женщина городская, решитель¬ная… как бы военная» — сообщала хозяйке: «Надо будет завтра помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!»
Матрена не умела отказывать — ни колхозной власти, ни со¬седям или родственникам. Она не брала за свою помощь денег и при этом сама не скупилась: когда, например, приходила ее очередь кормить пастуха — тратила на консервы, масло и сахар свои последние крохи.
Автор с любовью пишет о доброте, деликатности, такте Мат¬рены Васильевны. С утра она, заботясь о сне квартиранта, хло¬потала у печи «тихо, вежливо, стараясь не шуметь», а немного позже приветствовала «Игнатьича» доброжелательными слова¬ми; оберегая покой своего жильца, не приглашала гостей, и «до того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна», что, невзирая на приставания тальновских баб, Матрена ни разу не позволила себе спросить квартиранта, был ли он женат.
Матрену многое роднит с героинями некрасовских произве¬дений, и прежде всего — внутренняя сила, позволяющая высто¬ять, не сломаться в тяжелых жизненных испытаниях. В моло¬дости Матрена была, безусловно, из тех русских крестьянок, о которых поэт сказал: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». «Это ты меня прежде не видал, Игнатьич, — говорит Матрена своему жильцу. — Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала». Горькая, полная трагическими события¬ми судьба Матрены также напоминает судьбы некрасовских крестьянок. В девушках Матрена полюбила Фаддея, но тот ушел на германскую войну и без вести исчез. Когда его уже не числи¬ли в живых, он вернулся, но Матрена к этому времени вышла замуж за его брата Ефима. Жизнь с мужем не была счастливой: один за другим умирали дети — всего их было шестеро, но ни один не прожил больше трех месяцев. Началась другая война, и с нее не вернулся Ефим.
К старости у Матрены ничего не осталось в жизни. Денег или имущества она не накопила, здоровье отдала колхозу. Остались только «лучезарная улыбка», доброжелательность, безотказность.
Эта безотказность Матрены Васильевны и стала причиной ее гибели. Фаддей, когда-то любивший Матрену, теперь зачас¬тил к ней с единственной целью: вывезти горницу, завещанную Матреной его дочери, с тем чтобы «получить и удержать» учас¬ток земли в соседнем поселке. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда», — пишет Солженицын, но «жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет». Однако «те, кто настаивал, знали, что ее дом можно сло¬мать и при жизни».
Матрена не только согласилась отдать горницу, не только по¬зволила изуродовать свою избу, но и всеми силами способство¬вала в этом семье Фаддея — «бегала, суетилась и помогала нака¬тывать бревна на сани». На переезде сани застряли, стали разваливаться (Фаддей поскупился дать на сани хорошего лесу) — Матрена и здесь пыталась «подсобить» мужчинам. Ее — и двух других — убил, расплющил внезапно налетевший, шедший без огней паровоз, но, замечает автор, на самом деле Матрена Васильевна погибла «из-за жадности нескольких людей: захва¬тить участок земли или не делать второго рейса трактором».
В финале рассказа жадность, вытесняющая все другие чело¬веческие чувства, обнаруживается едва ли не в каждом, кто жил рядом с Матреной. Едва пришло известие о смерти Матрены, как ее лучшая, «полувековая» подруга пришла выпросить у рассказ¬чика Матренину «вязаночку»; коршунами налетели Матренины сестры — захватывать и делить ее имущество; над гробом Матре¬ны начался, под видом обрядовых причитаний, спор о том, кому достанется изба. Фаддей, только что потерявший сына и женщи¬ну, которую он когда-то любил, более всего был озабочен тем, как спасти горницу от огня «и от козней Матрениных сестер».
И возня вокруг имущества погибшей, и поминки по ней — с водкой и неприлично оживленными разговорами, и неодобри¬тельные отзывы о Матрене ее золовки («…глупая, помогала лю¬дям бесплатно») — заставляют рассказчика ясно осознать, сколь непохожа была его хозяйка на обычных тальновцев. Не гнавша¬яся за «обзаводом» или нарядами, всегда готовая откликнуться на любую просьбу, не понятая и брошенная своим мужем, но сохранившая «нрав свой общительный», она, по Солженицыну, и есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не сто¬ит село. Ни город. Ни вся земля наша».