Тип «праведника» широко представлен в русской литерату¬ре: крестьянскими образами Гоголя, Некрасова, Салтыкова- Щедрина, героями Достоевского (Сонечка Мармеладова, князь Мышкин, Алеша Карамазов) и Л. Толстого (Платон Каратаев), гончаровским Обломовым, купринской Олесей и многими дру¬гими персонажами. У русских писателей носителями совершен¬ных нравственных качеств чаще всего выступают люди из на¬рода, из крестьянской среды. Такова и героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».
Повествованию о ней предпослано небольшое вступление. Рассказчик — математик и бывший ссыльный (в «Матренином дворе» отражена биография автора), возвращаясь «из пыльной горячей пустыни» на родину, мечтает поселиться в каком-нибудь «тихом уголке России» и, после долгих мытарств, получает ме¬сто учителя в глухом и бедном колхозном поселке Тальново, близ станции с диковинным названием «Торфопродукт». Это вступление не только готовит читателя к знакомству с главной героиней рассказа, но и показывает: в любом из самых глухих и неприметных, наугад выбранных уголков России живет своя Матрена, свой «праведник», без которого «не стоит село».
Первое, что удивляет рассказчика в Матрене, — полное ее равнодушие к возможности получить «выгодного квартиранта» (сверх платы школа давала учителю машину торфа на зиму). Матрена даже пытается направить гостя к другим хозяйкам, у кого ему будет «покойней и угожей», но гость уже принял ре¬шение остаться в тихой Матрениной избе, заставленной фику¬сами, украшенной рублевыми плакатами и населенной кроме хозяйки колченогой кошкой (Матрена подобрала ее из жалос¬ти), мышами и тараканами.
Впоследствии рассказчик узнает, что Матрена Васильевна многие годы «ниоткуда не зарабатывала… ни рубля». Колхоз не платил ей пенсии, и работала-то она в колхозе не за деньги, а «за палочки в замусоленной книжке учетчика». Так в рассказ вхо¬дит тема бесчеловечности сталинской власти — одна из ведущих тем в творчестве Солженицына. Матрена проработала в колхо¬зе четверть века, пока позволяло здоровье, и к шестидесяти го¬дам осталась без средств к существованию.
Автор описывает унизительные хождения пожилой женщи¬ны, хлопочущей о пенсии, по «канцеляриям». «Притесняют меня, Игнатьич, — жалуется она своему постояльцу. — Иззаботилась я».
Но «лоб ее недолго оставался омраченным» — у Матрены было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Она вставала, по крестьянскому обыкновению, в четыре-пять утра, доила козу (единственную свою кормилицу), хо¬дила по воду и возилась у печи, занималась огородом, ходила за торфом или по ягоды в лес. «Наломавши спину ношей», Матре¬на возвращалась в избу «уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Тема труда как важнейшей жизненной потребности человека занимает особое место в произведениях Солженицына. Другой его «праведник» — заключенный Шухов из рассказа «Один день Ивана Денисовича» — подобно Матре¬не в труде находит единственное средство духовного выживания в нечеловеческих условиях «зоны».
Колхозная власть не только обрекала пожилых людей на го¬лодную старость — она еще и продолжала выжимать из них по¬следнее, что только можно было выжать. Новый председатель колхоза «первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пят¬надцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовали за забором». За эти «пятнадцать соток песочка» на¬чальство привлекало Матрену к неоплачиваемому тяжелому труду. Жена председателя — «женщина городская, решитель¬ная… как бы военная» — сообщала хозяйке: «Надо будет завтра помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!»
Матрена не умела отказывать — ни колхозной власти, ни со¬седям или родственникам. Она не брала за свою помощь денег и при этом сама не скупилась: когда, например, приходила ее очередь кормить пастуха — тратила на консервы, масло и сахар свои последние крохи.
Автор с любовью пишет о доброте, деликатности, такте Мат¬рены Васильевны. С утра она, заботясь о сне квартиранта, хло¬потала у печи «тихо, вежливо, стараясь не шуметь», а немного позже приветствовала «Игнатьича» доброжелательными слова¬ми; оберегая покой своего жильца, не приглашала гостей, и «до того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна», что, невзирая на приставания тальновских баб, Матрена ни разу не позволила себе спросить квартиранта, был ли он женат.
Матрену многое роднит с героинями некрасовских произве¬дений, и прежде всего — внутренняя сила, позволяющая высто¬ять, не сломаться в тяжелых жизненных испытаниях. В моло¬дости Матрена была, безусловно, из тех русских крестьянок, о которых поэт сказал: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». «Это ты меня прежде не видал, Игнатьич, — говорит Матрена своему жильцу. — Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала». Горькая, полная трагическими события¬ми судьба Матрены также напоминает судьбы некрасовских крестьянок. В девушках Матрена полюбила Фаддея, но тот ушел на германскую войну и без вести исчез. Когда его уже не числи¬ли в живых, он вернулся, но Матрена к этому времени вышла замуж за его брата Ефима. Жизнь с мужем не была счастливой: один за другим умирали дети — всего их было шестеро, но ни один не прожил больше трех месяцев. Началась другая война, и с нее не вернулся Ефим.
К старости у Матрены ничего не осталось в жизни. Денег или имущества она не накопила, здоровье отдала колхозу. Остались только «лучезарная улыбка», доброжелательность, безотказность.
Эта безотказность Матрены Васильевны и стала причиной ее гибели. Фаддей, когда-то любивший Матрену, теперь зачас¬тил к ней с единственной целью: вывезти горницу, завещанную Матреной его дочери, с тем чтобы «получить и удержать» учас¬ток земли в соседнем поселке. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда», — пишет Солженицын, но «жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет». Однако «те, кто настаивал, знали, что ее дом можно сло¬мать и при жизни».
Матрена не только согласилась отдать горницу, не только по¬зволила изуродовать свою избу, но и всеми силами способство¬вала в этом семье Фаддея — «бегала, суетилась и помогала нака¬тывать бревна на сани». На переезде сани застряли, стали разваливаться (Фаддей поскупился дать на сани хорошего лесу) — Матрена и здесь пыталась «подсобить» мужчинам. Ее — и двух других — убил, расплющил внезапно налетевший, шедший без огней паровоз, но, замечает автор, на самом деле Матрена Васильевна погибла «из-за жадности нескольких людей: захва¬тить участок земли или не делать второго рейса трактором».
В финале рассказа жадность, вытесняющая все другие чело¬веческие чувства, обнаруживается едва ли не в каждом, кто жил рядом с Матреной. Едва пришло известие о смерти Матрены, как ее лучшая, «полувековая» подруга пришла выпросить у рассказ¬чика Матренину «вязаночку»; коршунами налетели Матренины сестры — захватывать и делить ее имущество; над гробом Матре¬ны начался, под видом обрядовых причитаний, спор о том, кому достанется изба. Фаддей, только что потерявший сына и женщи¬ну, которую он когда-то любил, более всего был озабочен тем, как спасти горницу от огня «и от козней Матрениных сестер».
И возня вокруг имущества погибшей, и поминки по ней — с водкой и неприлично оживленными разговорами, и неодобри¬тельные отзывы о Матрене ее золовки («…глупая, помогала лю¬дям бесплатно») — заставляют рассказчика ясно осознать, сколь непохожа была его хозяйка на обычных тальновцев. Не гнавша¬яся за «обзаводом» или нарядами, всегда готовая откликнуться на любую просьбу, не понятая и брошенная своим мужем, но сохранившая «нрав свой общительный», она, по Солженицыну, и есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не сто¬ит село. Ни город. Ни вся земля наша».