Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> "Достоевский — это величайший реалист..." (Д. С. Мережковский)

Сочинение на тему ««Достоевский — это величайший реалист…» (Д. С. Мережковский)»

Одна из главных особенностей произведений Достоевского — это то, что персонажи являются героями-идеологами. Так, например, Родион Раскольников увлечен теорией, суть которой в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». О том, что «мы все глядим в Наполеоны», писал еще Пушкин, но Достоевский воплотил эту идею в своем романе.
В романе «Преступление и наказание» изображаются картины социальных страданий городской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача, и рыдая, и руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова. «Ведь надобно же. чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где и его пожал ел и».«… А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и все понимал, он единый, он и судья». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери; судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким; мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, ключевые сцены жизни петербургских «низов».
Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает «нет» и последовательно опровергает теорию Раскольникова: если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи процентщицы Раскольников неожиданно убивает и Лизавету—ту самую униженную и оскорбленную, ради которой) как он пытается внушить себе, он и пошел на преступление.
Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено. Если разрешить себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидригайлов тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный» от всяких предрассудков. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущие не только к раскаянию, но даже просто к официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет эту явку с повинной.
Достоевский выступает против бунта как такового. Путь в нравственном совершенствовании каждого человека.
Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.
Спасает и воссоединяет переступившего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать; спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников.
Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного содержания романа. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха процентщица, священен и неприкосновенен, ив этом отношении люди равны.