Великий русский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной и Ленинской премий, Василий Макарович Шукшин по-государственному подходил к горькой судьбе своего народа, расколотого революцией.
Мы замечаем, что в романе «Любавины» сердце писателя разрывается на части между старым и новым миром. Ему жаль будущего чекиста, молоденького Кузьму Родионова, но он с любовью описывает и его антагониста Егора, самого младшего из братьев Любавиных. Заметно, что старый Любавин явно списан с родного деда Шукшина, а четверо его могучих сыновей приходятся родными дядями писателю, настолько он точно выводит их портреты. Да и в фамилии главных героев, злодеев по натуре, с советской точки зрения, он выражает свое скрытое отношение к ним.
Чекист Кузьма, москвич без роду и племени, прибывает в чужую деревню с заданием ОГПУ выследить неуловимую банду. Он так рьяно арестовывает стариков и мужа своей любимой, что даже родной дядя, профессиональный революционер-подполыцик, не может его остановить.
Дядя долгое время был в ссылке в «Бомске», сроднился с Сибирью, больше знает сибиряков и сибирскую землю. Кузьма же ее не любит, как не любит свою жену, выросшую на этой земле. Он рвется насадить тут новую жизнь, строит школу вопреки желанию большинства зажиточных крестьян. Деревня «Баклань» и без того уже готова принять новый строй. Без указания из района местный бездельник Яша Горячий (тоже «говорящая» фамилия) сбил с церкви крест и выжил из деревни попа, чьим незаконнорожденным сыном был в действительности. Яша знает ругательство «ксплотатор» и уже в 1922 году готов раскулачивать всех трудолюбивых односельчан.
Чекист Кузьма сдружился с кузнецом Федей, у которого «пролетарская» работа и который самый сильный физически в деревне. Федя да Яша составляют его деревенский актив. Мотивы личной неприязни, а не классовой борьбы, в первую очередь руководят поступками Кузьмы. Они с сыном кулака Егором влюблены в одну бедную девушку Машу Попову. Егор и вся его семья открыто ненавидят советскую власть, в которой видят гибель для Сибири и их разбойничьей вольницы.
При всем этом Егор — умелый и трудолюбивый работник на земле, а Кузьма не знает, куда и руки в деревне приложить. Логика исторических событий неумолима: таежной банде конец, зерно у крестьян отобрать, свободе единоличного хозяина не бывать. Побеждает Кузьма, в конце романа примеривший новенькую униформу после учебы на спецкурсах. Но и Любавиных не сломить, их можно только уничтожить. Егор исчезает в таежных горах, навеки затаив в груди месть. А «жизнь… Большая она, черт возьми!», — говорит в конце романа писатель.