Жить значит выбирать Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой- то выбор: идти — не идти, делать — не делать, слушать — не слушать, и так до бесконечности. Вот эти маленькие решения и составляют дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой тропкой к пропасти — зависит от выбора человека и его честности перед самим собой. Почему честности? Если человек что-то делает через силу, не по зову души, а только потому, что так надо, этот с внешней стороны правильный выбор никогда не приведет его к прямой дороге, только больше запутает и ускорит «падение». Наверное, можно утверждать, что в каждом литературном произведении есть тема «выбора», потому как жить человек без этого не может. Выбирать — это и есть жить. А жить — это и есть выбирать. И никто за человека не сможет принять окончательное решение, так что свобода выбора есть всегда, несмотря ни на какие обстоятельства, это то, что у человека нельзя отнять. Для примера, возьмем «Сотникова» Василя Быкова.
И начнем сразу с конца пути героев повести. Вот она виселица. Страшная, черная, с болтающимися пятью петлями, которые вот-вот затянутся на шеях людей. Кто же эти смертники? Какой неправильный (или правильный?) выбор в своей жизни сделали они, что такая лютая смерть уже предначертана им бесповоротно? А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова. Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок — это проявление его жизненной позиции. Надо спрятать еврейскую девочку? Конечно, надо. Нет страха у этого уже пожилого мужчины, его выбор всегда спокоен, недаром и имя Петр обозначает «скала, камень», так же спокойно он принимает и смерть. И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же естественен, как выбор человека: дышать — не дышать. Разве может она рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться после того, как всю ее семью расстреляли? Басе даже в голову не приходит такая мысль. Она уже так настрадалась, что смерть ей кажется избавлением для себя и облегчением для тех, кому больше не придется ее прятать и умирать за это. Имя Бася обозначает «благословенная». Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи.
Так бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев, если бы не забрели к ней двое партизан. Понимала она, что в случае чего не жить ей, все понимала, но не выгнала — помогла. А когда нагрянули полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее прежней крестьянской жизнью. Белорусское имя Авгинья — это имя Евгения, значение которого — «высокородная». И разве это не так?! Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник — предводитель сотни у казаков). Быть командиром — это, прежде всего, нести ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не умел. Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных — можно увидеть стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор — поступать по совести.
Его решение взять всю вину на себя и тем самым попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было егискренним желанием, потому что он чувствовал себя ответственным за них. А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться, сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан. Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной виселице, но их смерть — это доказательство вечности жизни и доказательство свободы выбора человека. А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.