Василь Быков является одним из тех писателей, кто посвятил свои
произведения размышлениям о событиях Великой Отечественной
войны. Все его творческие успехи были обеспечены мужеством в
отстаивании правды о человеке середины XX столетия, выстраданной
не только творческим поиском, но и собственной жизнью. Его солдатский
опыт определил коренные основы его художественного сознания.
Повесть «Сотников», написанная в 1970 году, — одно из произведений
Быкова, в котором он стремится исследовать причины тех
или иных поступков человека на войне и внутренние переживания
и размышления героя.
В повести Быков поднимает философскую проблему — проблему
нравственного выбора. Главными героями являются два партизана,
Сотников и Рыбак, попавшие в плен к полицаям.
Сотников — командир батареи, сын героя гражданской войны.
Несмотря на то, что в произведении мы видим его в качестве рядового
партизана, в нем остается гордость, несгибаемость и самоуверенность
комбата, а также высокое сознание своего долга. «Уж чего другого,
а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих».
Рыбак — товарищ Сотникова. Он окончил всего пять классов
и всю свою жизнь служил в пехоте. Он не может сравниться с Сот-
никовым в плане интеллекта, но автор изображает его гораздо более
дееспособным и расторопным, нежели Сотникова: Рыбак знает лес
как свои пять пальцев; у него под рукой имеется полотенце, которое
он отдает простудившемуся Сотникову. Поэтому повесть можно
условно разделить на две части: до ареста партизан и после.
До ареста симпатии автора как будто на стороне Рыбака. С помощью
различных художественных приемов и средств выразительности
он создает образ деятельного, живого человека, твердо знающего
свои обязанности и способы их выполнения. Рыбак выражает
свою заботу и беспокойство о напарнике («Что ты шапки какой
не достал? Разве эта согреет?»), отдает ему половину своей пареной
ржи, подбадривает, замедляет шаг, чтобы идти рядом с товарищем.
Сотников в сравнении с Рыбаком кажется пассивным и безразличным.
Создается впечатление, что он вел бы себя точно так же, и все
его поступки мотивировались бы одним упрямством («Без особой
готовности Сотников протянул руку», «Сотников не подумал о болезни»,
«Не хватало еще болеть на войне»). Писатель постоянно подчеркивает,
что Рыбак является опорой Сотникова, который полностью от него
зависит («Рыбак уверенно шагал впереди вдоль опушки леса. Сотников
опять приотстал»; «Сзади тем временем притащился Сотников
»). Рыбак показан активной фигурой, Сотников же только во всем
пассивно соглашается с ним.
Картина полностью меняется во второй части повести, после
ареста Рыбака и Сотникова. Как только их посадили на сани и повезли
к следователю, у Рыбака сразу же возникает малодушный страх
за свою жизнь. Мысли судорожно бьются в голове, и среди них он
пытается найти способ к спасению. Его натура, жаждущая действия,
не может примириться с неизбежностью смерти («Он все ловил момент,
чтобы убежать»; «Он хотел жить! Он еще и теперь не терял
надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись
»). Теперь основной прием автора в изображении Рыбака —
показ бездуховности его натуры, его трусливости и внутренней несвободы
как основных черт характера.
Сотников по-прежнему остается внешне пассивен. Но автор переходит
теперь к передаче его внутренних переживаний и размышлений,
и оказывается, что пассивность вовсе не есть покорность судьбе,
а лишь способность трезво оценить остановку и выбрать смерть как
единственно возможный выход из сложившейся ситуации. Сотников
не может стать полицаем — его нравственные устои не позволяют
ему этого — поэтому он бесстрашно идет на казнь.
Писатель снова использует контраст в изображении героев, но
теперь его симпатии на стороне Сотникова, а не предателя Рыбака.
Вторая часть полностью посвящена раскрытию внутреннего мира
героев. Для этого Быков переходит от описания действий героев
к описанию их мыслей. Оказывается, что Рыбак, несмотря на его
активную деятельность, только «плывет по течению», подчиняясь
обстоятельствам. Он действует «инстинктивно, без размышлений».
Согласие на службу в полиции — пример подчиненности обстоятельствам,
а не свободного выбора.
Сотников в повести является отнюдь не безупречным героем.
Страх за свою жизнь свойственен и ему. Но по мере развития событий
он меняется, утрачивает свои категорические оценки и макси-
мации, становится гуманнее. Фраза, часто употребляемая автором
при передаче размышлений Сотникова:«.. .хотел что-нибудь сделать
для других».
Проблема нравственного выбора в произведении о войне, безусловно,
должна привлечь и строго вымеренные художественные средства.
Вероятно, этим руководствовался В. Быков, утверждая на страницах
произведения высокую, благородную идею жертвы, поэтому
эмоциональный план несколько снижен. В центре внимания
размышления героев, а чувства и переживания вынесены за пределы
текста, давая возможность читателю самому «переживать» и догадываться.
Такая своеобразная недосказанность расширяет художественное
пространство повести.
В противопоставлении двух образов также видна намеренность,
оправданная идеей нравственного выбора. Личность Сотникова
раскрыта в своей психологической полноте, привлекательны его проницательность
и умение анализировать. Образ Рыбака, напротив,
«страдает» неполнотой, даже какой-то неестественностью. Например,
во время казни Сотникова и остальных заключенных Рыбак ведет
себя так спокойно, даже несколько глупо, что это кажется неправдоподобным.
Стоит отметить, что после смерти Сотникова поведение Рыбака
тоже неестественно. Он начинает винить в случившемся немцев,
войну, полицаев, Сотникова, но впечатление такое, что он не осознает
того, что произошло. Но опять же такое контрастное изображение
психологии героев «идеально» раскрывает высокую идею жертвенности.