План
I. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры.
II. Использование библейских мотивов в романе «Преступление и наказание».
1. Связь идейно‑художественного содержания произведения с евангельскими мотивами.
2. Связь библейских образов с главными героями романа.
3. Неслучайные слова, детали, цифры.
III. Роль Библии в жизни человека.
Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества.
Ф. Достоевский
Библия — книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и творчество многих известных русских писателей. Библейские легенды, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Мандельштам, Шолом Алейхем и Ч. Айтматов, А. Блок и Б. Пастернак. В Библии речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом. В ней затронуты общечеловеческие проблемы. Недаром ее называют Книгой Книг. Без знания Библии невозможно осмыслить и понять ряд произведений, в том числе и роман «Преступление и наказание».
По‑разному относились и относятся к творчеству Ф. Достоевского как читатели, так и критики. Многие считают Достоевского самым «трудным» классиком. Но, несмотря на это, читатели вновь и вновь обращаются к творчеству этого писателя. Произведения Достоевского интересны не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России середины 19 столетия. Главная заслуга писателя в том, что он поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа. Достоевский считал, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа, если примет его нравственные заповеди. По мнению писателя, Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», совершивший преступление, должен обратиться к Евангелию, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы и постепенно духовно возродиться. Достоевский своим романом доказывает, что насилие и добро — понятия несовместимые. И даже если на путь насилия становится человек добрый, жаждущий изменить мир, избавить людей от страданий, он неизбежно принесет зло и себе, и другим.
Используя в романе «Преступление и наказание» библейские легенды и образы, Достоевский размышляет о трагических судьбах мира и России. Во времена Достоевского была популярна идея революции как самого быстро и радикального средства переустройства страны. Но революция неизбежно приводит к крови, к насилию, к жертвам. И революции нужны были такие люди, которые могли бы переступить через нравственные нормы. Идее революции Достоевский противопоставляет мысль о нравственном и духовном очищении человека. По мнению Достоевского, огромную роль в этом должно сыграть христианство. Это обусловило появление в романе библейских мотивов. Образы из Библии перекликаются с образами романа.
Так, легенда о воскрешении Лазаря перекликается с судьбой Родиона Раскольникова. Комната главного героя уподобляется гробу. Именно под камнем он оставил награбленное у убитой старухи, а Христос повелевает «отнять камень», то есть раскаяться, освободить душу. На каторге Раскольников читает Евангелие — ту самую книгу, из которой Соня читала ему о воскресении Лазаря. Судьба Сони, святой блудницы, перекликается с притчей о блуднице Марии Магдалине, прощенной Иисусом Христом. Соня пожертвовала собой во имя любви к ближним, она погубила себя, так ничего и не добившись. Но своей любовью, жалостью, состраданием, самопожертвованием, своей верой в Бога она спасает Раскольникова. Маляр Миколка тоже жертвует собой: он принимает на себя вину, чтобы пострадать.
Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос. Цифры в романе — одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами. К примеру, Свидригайлов за три дня достает билет за границу, предлагает деньги, чтобы помочь Раскольникову бежать: он считает возможным бежать от совести. Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия). После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того, эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна. Читая внимательно роман, можно обратить внимание и на другие моменты, имеющие отношение к Библии.
«Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Так считал Ф.Достоевский. Пытаясь разобраться в вечных проблемах добра и зла, милосердия, справедливости, ответственности человека за содеянное, он обращается к Библии. Библия — единственный путь к спасению, по мнению Достоевского. В последних словах романа звучит вера в возрождение души преступника. Это и вера в возрождение всей России.