Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Философские проблемы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Философские проблемы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Я хочу рассказать вам о проблеме, поставленной и решенной в книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Это роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Хотелось бы сказать о философской направленности этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман «Преступление и наказание» написан в 1866 году.
Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли же и чувства людей остались прежними. Их стремления почти такие же, как и в XIX веке. Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание». В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского отражены условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли, он был «тварью дрожащей». Но человек не может жить в таком состоянии постоянно. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей: они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния любыми способами. Это стремление человека к свободе естественно. И герой Достоевского делает попытку вырваться из такого положения. Роман «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины.
Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В своем романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова именно с этой точки зрения. Для Достоевского преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под грехом Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».
Раскольников решил подняться «над этим муравейником». Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно понять, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей. Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни сестра, ни мать, ни Разумихин, ни Соня. Раскольников «отрезал» себя от людей «как будто ножницами». И для него совершенное стало трагедией. Изобразив поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат…
Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Он старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд «низших людей». Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести. Он очень страдает от всего этого: «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе — весь ужас его положения. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни — вот краеугольный камень философии Достоевского.
Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию «белокурых бестий», «суперчеловека», которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение.
Мне кажется, что роман Достоевского «Преступление и наказание» должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Роман как никогда современен, дает ответы на многие сегодняшние вопросы, он глубок по сути и по содержанию. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут ответ, где выход из создавшегося положения.
Роман очень помог мне глубже понять смысл жизни. Он предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемам и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.