Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Фольклорные мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сочинение на тему «Фольклорные мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов»»

Фольклорные мотивы в произведении Гончарова показаны в основном в представлении Обломовым идеального мира. Каждый русский человек вырастает на сказках, но почти все, став взрослыми, забывают их или помнят как что-то нереальное, далекое, детское. Обломов же никак не может свыкнуться с тем, что жизнь не сказка, что в ней надо жить своим трудом и ничего не появляется на блюдечке с голубой каемочкой.
Попадая в мир Обломова, мы встречаем тихую, размеренную жизнь, без тайфунов и землетрясений, без бурных новостей и каких-либо проблем.
Так, как несколько веков назад одна изба попала в овраг, так она и теперь висит Наполовину в воздухе. И в эту избу только и можно попасть, что сказав ей: «Повернись ко мне передом, к лесу задом». И, как в русских сказках, избушка должна была бы повернуться. А зайдешь в нее — там мертвая тишина и таинственностью окутан весь дом. Мотив тишины является одним из самых главных моментов в жизни Обломова. Так, когда после обеда все в его доме засыпают, он, как одинокий рыцарь в «Спящей красавице», исследует «замок» и пытается проникнуть в его тайны.
Рассказанные няней сказки глубоко запали Обломову в душу. Образ любимого Емели-дурачка стал для него кумиром. Представляете, ездит всю жизнь на печке, и нет даже опасности не попасть в тапочки при слезании с нее. Ну и коль чего захочешь, так щука приплывет; щука не приплывет, золотая рыбка появится, а там и зайцы, медведи пойдут. Живи себе да и радуйся! Ну а потом, когда надоест ездить одному на печи, женится на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне, и будут они жить-по- живать и добра наживать. И жить-то они будут в стране, где нет ни холода, ни ночей, где текут реки меду и молока и где никто ничего круглый год не делает. Поэтому Обломова судить за такой его бездеятельный образ жизни нельзя. Это же истинно русский человек! Вы где-нибудь видели героя русской сказки, который бы работал? И пословица наша об этом говорит: «Работа не волк, в лес не убежит». Так что всем, кто обвиняет Обломова, необходимо разобраться в истоках, порождающих это явление, а не оскорблять истинно нашего героя.
Иногда няня рассказывает ему сказку о храбром и удалом Илье Муромце. Илюша представляет себя героем, которого все добрые люди любят, а злодеи боятся. Вот уже Илюше больше тридцати лет, а он все еще герой, он Наполеон, он Еруслан Лазаревич или он крестоносец, который воюет, потом разоряет города, казнит или милует, одаривает людей великодушием. Но вот утро прошло, и мечты устали, решили поспать, они очень сильно перетрудились, у них было тяжелое начало дня.
Но не только о героях, богатой жизни и далеких странах, где ничего не делают, рассказывала Илюше няня. Она говорила и о чудовищах, и о мертвецах, которые встают из могил, об оборотнях, которые могут утащить человека к себе в омут, о домовых, которых люди боятся встретить поздно ночью. Илюшу пугает вся эта нечисть, он ищет защиту у няни, и, обрадовавшись, что она рядом, успокаивается и засыпает. Вырос Обломов, узнал, что никаких «живых» мертвецов нет, что все разбойники выглядят как обыкновенные люди и их сажают в тюрьму, если только они не используют свою волшебную палочку — деньги. Но это уже другой вопрос, а пока мы говорим о мире, в котором прошло детство Обломова, на каких сказках он вырос и как они отразились на его жизни. Но хотя Обломов и понял, что мир реальный не заселен чудовищами, его мучает что-то, он боится остаться один в темной комнате, и запавший в детстве страх все еще живет в душе Ильи Ильича.
Так и живет Обломов, не привыкший работать, как Емеля, надеясь на русское «авось», которое перевезет его на другую квартиру, уладит дела в поместье и женит без проблем на Ольге. Утром он герой, а вечером уже слабый, бесхарактерный человек. И живет Илья Ильич, мечтая о стране, в которой небо бы обнимало тебя, как родная мать, чтобы солнце светило ярко, но никогда не жгло, чтобы там не было грозных скал, но были бы милые холмики, на которых можно кататься, и были бы речки, резвящиеся и разливающиеся в разные стороны, но не бурные реки, разбивающие волнами целые города. И будут в этом мире-сказке все счастливы, ничего не делая, а добрая волшебница будет дарить им подарки и веселье.
Мне искренне жаль Обломова, потому что его мечта лишена даже возможности когда-нибудь осуществиться.
Фольклорные мотивы в романе играют важнейшую роль в понимании образа Обломова. Если бы их не было, читатели никогда не полюбили бы его, они сразу же сочли бы его бездельником, недостойным их внимания. Но, услышав о родных сердцу сказках, на которых воспитывался Обломов, ни один человек не сможет не почувствовать к нему привязанность. Также никто не станет утверждать, что ведущие суетный образ жизни люди правы в выбранной ими дороге. Чего они достигают в своей жизни? Ради чего все это делают? Ради каких-то бумажек, ради положения в обществе. И эти мелочные интересы можно считать смыслом жизни? Не думаю. Поэтому стремление Обломова к такой жизни вполне оправданно, и его можно считать более чистым и благородным по сравнению с окружающими его людьми.