Фольклорные мотивы в произведении Гончарова показаны в основном в представлении Обломовым идеального мира. Каждый русский человек вырастает на сказках, но почти все, став взрослыми, забывают их или помнят, как что-то нереальное, далекое, детское. Обломов же никак не может свыкнуться с тем, что жизнь не сказка, что надо жить своим трудом и ничто не дается просто так.
Попадая в мир Обломова, мы встречаем тихую, размеренную жизнь без землетрясений, новостей и проблем. Встречаем сказку.
Так, одна изба висит наполовину в воздухе. И в нее молено попасть не иначе, как сказав ей: «Повернись ко мне передом, к лесу задом». И, как в русских сказках, избушка должна была бы повернуться. А зайдешь в нее, там мертвая тишина. И таинственностью окутан весь дом. Мотив тишины является одним из самых главных моментов в лшзни Обломова. Например, когда после обеда все в его доме засыпают, он, как одинокий рыцарь в «Спящей красавице», исследует «замок» и пытается проникнуть в его тайны.
Рассказанные няней сказки глубоко запали Обломову в душу. Образ Еме-ли-дурачка стал для него своеобразным образцом для подражания. Чего еще лселать: лежи себе всю жизнь на печке. Ну а если чего захочешь, так щука приплывет. Живи себе да радуйся! Ну а потом, когда надоест ездить одному на печи, можно леениться на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне, и будете вы жить-полшвать да добра наживать. И жить-то будете в стране, где текут реки меду и молока и где никто ничего круглый год не делает.
Вообще, судить Обломова за его мечты и за бездеятельный образ жизни нельзя. Это же истинно русский человек! Никогда вы не встретите героя русской сказки, который бы работал. И пословица наша об этом говорит: «Работа не волк, в лес не убежит».
Иногда няня рассказывает Илюше сказку о храбром и удалом Илье Муромце. Мальчик представляет себя героем, которого все добрые люди любят, а злодеи боятся. Вот улсс Илюше больше тридцати лет, а он все еще герой. Правда, лишь в мыслях. Но» конечно, не только такой след оставили в душе Обломова сказки. С их помощью он учился добру, милосердию, сопереживанию.
Не только о героях, богатой жизни и далеких странах, где ничего не делают, рассказывала Илюше няня. Она говорила и о чудовищах, и о мертвецах, которые встают из могил, об оборотнях, о домовых, которых люди боятся встретить поздно вечером. Илюшу пугает вся эта нечисть. Он ищет защиту в лице няни, и, обрадовавшись, что она рядом, успокаивается и радуется. Повзрослев, Обломов узнал, что никаких «живых» мертвецов нет, что все разбойники выглядят, как обыкновенные люди. Но хотя Обломов и понял, что мир реальный не заселен чудовищами, его мучает что-то, он боится остаться один в темной комнате, и зароненный в детстве страх все еще живет в душе Ильи Ильича.
Так и живет Обломов, не привыкший работать, как Емеля, надеясь на русское «авось», которое перевезет его на другую квартиру, уладит дела в поместье и леенится без проблем на Ольге. Утром он герой, а вечером уже слабый, бесхарактерный человек. И живет Илья Ильич, мечтая о стране, где небо обнимает тебя, как родная мать, где солнце светит ярко, но никогда не обжигает, где нет грозных скал, а есть милые холмики, где текут резвящиеся речки, а не бурные потоки, разбивающие волнами целые города. И в этом мире-сказке все счастливы, ничего не делая. Мне искренне жаль Обломова, потому что нет надежды, что его мечта когда-нибудь осуществится.
Фольклорные мотивы играют важнейшую роль в понимании образа Обломова. Если бы их не было, читатели никогда не полюбили бы его, они сразу же сочли бы его бездельником, недостойным их внимания. Но, услышав о родных сердцу сказках, на которых воспитывался Обломов, мало кто не сможет не почувствовать к нему симпатию. Стремление Обломова к сказочной жизни если и не оправданно, то вполне объяснимо.