Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Функции снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Функции снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Сон — удивительное состояние, дарованное человеку. В это время перестаёт работать человеческое сознание, выключаются «тормоза», сдерживающие личность в определённых рамках, начинает действовать подсознание. Во сне человек не может притворяться и лгать самому себе, поэтому в снах наиболее отчетливо проявляется внутренний мир, душевное состояние личности. Именно эта особенность сновидений привлекала писателей-психологов, которые хотели глубоко проникнуть в душу своих героев. Одним из первых писателей, который использовал сон как художественный приём был В. А. Жуковский (баллада «Людмила»). Во сне раскрывается смелость и решительность натуры главной героини, в то время как в реальной жизни она кротка и застенчива. Продолжает традицию сна А. С. Пушкин в своих произведениях «Евгений Онегин» (сон Татьяны) и «Капитанская дочка», где сон Гринёва предвосхищает дальнейший ход событий. Невозможно представить себе роман И. А. Гончарова «Обломов» без сна Обломова. Другую функцию сна, публицистическую, ввели в свои творения А. Н. Радищев и Н. Г. Чернышевский: сон у них выступает как способ воплощения авторских идей о будущем государства, они предлагают картины исторического развития человечества.

В своём романе «Преступление и наказание», напечатанном в 1866 году в журнале «Русский вестник», Ф. М. Достоевский, мастерски используя опыт предшественников, даёт осмысление этому приёму.

Своё представление о современной буржуазной действительности, где нормой жизни стали жестокость, несправедливость и озлобленность, Ф. М. Достоевский выразил в картинах приснившегося Раскольникову детства. Символический сон об избиении клячи явился своего рода осуждением насилия. Родиону снится безобразная картина избиения маленькой, тощей, саврасой крестьянской клячи. Сострадание, боль за другое существо как собственная боль разрывает сердце Родиона-мальчика: «…с криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку». Сострадание обращает Раскольникова и во сне к активной защите угнетённых, обиженных. Вместе с тем здесь же угадывается частный мотив — убийство кроткого, беззащитного, «бессловесного» существа, то есть якобы случайная встреча с Лизаветой оказывается предрешённой, правда, во сне. Раскольников видит собственное душевное «пробуждение», самого себя в момент непосредственных жизненных ощущений и чувств: «Он плачет. Сердце в нём поднимается, слёзы текут». Так же он будет плакать вместе с Соней: «Он плакал и обнимал её колени… Слёзы стояли в их глазах».

Интересно то, что автор как бы расставляет акценты на важном и малозначительном в этом сне. После вскользь упомянутых церкви и кладбища ещё более ужасным представляется Родиону кабак, символизирующий, по мысли Достоевского, идею неблагообразия людей, их бездуховности, распада патриархальной нравственности, «содома безобразнейшего»; там «орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели, так часто дрались. Кругом кабака шлялись такие пьяные и страшные рожи…» Из живых, непосредственных наблюдений автора над жизнью тогдашнего Петербурга выросли многочисленные уличные сцены в романе.

Удивительно символичен сон-бред Раскольникова, где автор в своём обобщении поднимается до иносказания.

Картины оазиса, ручья с «чудесной-чудесной, голубой, холодной» водой и «чистого, с золотыми блёстками» песка показывают неординарность личности бывшего студента. Одной из функций этого сна-видения является отображение подсознания героя: душа Раскольникова не чужда прекрасному, и поэтому она способна возродиться.

В Раскольникове уживается как прекрасное, так и отвратительное. Тёмная его сторона души раскрывается в кошмарном видении, возвращающем Родиона Романовича на место его преступления. Убийство — это высший момент нравственного падения человека. В этом сне продемонстрирована патологическая тяга преступника к месту совершённого греха. Этот сон выявляет авторскую позицию: писатель уверен, что зло нельзя совершить безнаказанно, и смех старушки, которая «так вся и колыхалась от хохота» после многочисленных ударов Раскольникова, это смех над «тварью дрожащей». Являясь рабом своей теории, которая даже во сне не отпускает его, Родион тем не менее понимает, что он не относится к «право имеющим». Сон Раскольникова настолько яркий, что после пробуждения, увидев Свидригайлова, он долго не может понять, что происходит. После этого сна недаром появляется Свидригайлов, он — как олицетворение злых сил и продолжения этого кошмара наяву. В образе Свидригайлова Достоевский воплотил всё самое низкое, бездуховное, он — бездна безнравственности, его пороки бесчисленны.

Сон Свидригайлова показывает, что он весь во власти злых сил: в глазах пятилетней девочки, которой он хотел помочь, герой увидел лишь разврат. Этим сном автор раскрывает истинную сущность героя, всю глубину его нравственного падения; страшная пучина зла обволокла Свидригайлова, и его духовное возрождение невозможно, потому что даже на подсознательном уровне он порочен.

Одной из функций снов является изображение истинной, ничем не завуалированной сущности. В снах вещи, события предстают перед нами такими, какими они есть на самом деле. Именно из бреда умирающей матери Раскольникова мы узнаем, «что она гораздо более подозревала в ужасной судьбе сына, чем даже предполагали».

Главная черта, объединяющая многие сны героев в «Преступлении и наказании», это присутствующие в них боль и страх. Это не легкие сновидения людей с чистой совестью, а ужасные кошмары тех, кто ночью расплачивается за то, что сделал днем. Последний сон Раскольникова о моровой язве как бы подводит черту его нравственным мучениям, именно после этого сна происходит душевное возрождение героя.

Исследователь творчества Ф. М. Достоевского Е. Г. Буя-нова полагает, что на протяжении всего романа студент находится как бы в состоянии «вечного сна» и окончательно просыпается только после провидческого сна о моровой язве: «…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим». Выздоровление сознания героя происходит в романе как отказ от убеждения в истинности собственного «нового слова». Здесь проявляется позиция Достоевского, уверенного в том, что всякое умствование, не имеющее духовной основы, страшно. После страданий, Сонечкиной помощи, вселюдного покаяния Раскольников это осознал, и путь к истине был ему дарован.

Весь сюжет романа фантастичен, Ф. М. Достоевский намеренно сближает реальность со сновидением. Писатель так определял свой творческий метод: «У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности». Именно это объясняет наличие такого большого количества снов в произведениях Достоевского, одно из которых полностью построено на этом художественном приёме («Сон смешного человека»).