Вы находитесь: Главная страница> Солженицын Александр> «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше всего страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По творчеству А. И. Солженицына

Сочинение на тему ««Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше всего страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По творчеству А. И. Солженицына»

1. Новаторство Солженицына.

2. Экстремальные ситуации, в которых оказываются герои.

3. Писатель и мыслитель в одном лице.

В истории России есть немало страниц, вспоминать которые нелегко. Но, тем не менее, только хорошее знание прошлого позволит не повторять в дальнейшем таких ошибок. Тоталитарное государство совершило много преступлений против личности. Очень много об этом мы узнаем из творчества Александра Исаевича Солженицына. Самое главное новаторство Солженицына в том, что он показывает психологию не одного человека, а целого поколения. Его произведения правдивы. Вероятно, именно поэтому, начиная с 60-х годов на Солженицына сыплются обвинения в злопыхательстве, ненависти к советскому строю, в предательстве родины.

Солженицын обращается к наследию классической литературы, к опыту психологического романа. Герой Солженицына часто находится в экстремальной ситуации. Например, «В круге первом» главное открытие — мысль, как человек может спастись в лагере через свое человеческое достоинство.

Александра Солженицына не случайно называют художником и мыслителем в одном лице. Корни психологизма писателя, которые присущи любому по-настоящему талантливому художественному произведению, уходят вглубь его души. Солженицын не приемлет тоталитаризма, выступает в защиту личности от насилия. Внимание писателя привлекают сложные психологические ситуации. Их решение близко опыту русской классической литературы.

Солженицын говорит о бессердечии людей в тоталитарном государстве. Само воспитание способствует появлению в человеческих душах этого качества. Бессердечие граждан тоталитарной страны узаконено. Именно поэтому становится возможным появление огромного количества человеческих жертв. Психика советского человека искалечена, идеология тоталитарного государства не допускает иного.

Солженицын противопоставляет «я» личности и общества, разделяет внутреннее ядро человека и его оболочку. Нравственной оценке Солженицын подвергает душу человека. Писатель является оппонентом официальной идеологии. Он стремится показать безнравственность общества на разных уровнях.

Произведения Солженицына заставляют задуматься о писательском долге перед читателями, перед всем обществом, как современным, так и будущим. Личность самого Александра Солженицына, безусловно, вызывало много споров. Официальная власть долгое время не желала признавать достоверность и правдивость произведений писателя. Самому Солженицыну пришлось вынести многое. Государство не щадило его. И, тем не менее, высказывание Белинского, ставшее темой для данного сочинения, «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше всего страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести», можно в полной мере отнести к творчеству самого Солженицына. Писатель не никогда не относился к себе с жалостью, Александр Исаевич создавал свои произведения, прекрасно осознавая, какую ненависть и ярость вызывает его творчество у представителей официальной власти.

Главной особенностью психологизма Солженицына является его желание вписать художественный мир в мир реального Гулага. Некоторые исследователи считают, что смысл названия романа в том, что мы попадаем в первый круг — круг собственной души. Писатель противопоставляет «я» личности и общества. Он разделяет ядро человека и его оболочку. Нравственной оценке подлежит именно первый круг — душа человека, от которого расходятся менее важные психологические круги. Солженицын считает, что не среда формирует человека. Ведь в условиях Гулага человек мог бы поддаться среде, деградировать, а затем погибнуть. Но на самом деле человек формирует себя сам, и через это формирование он постигает жизнь. Поэтому человек несет повышенную ответственность за свои поступки.

Солженицын является оппонентом официальной идеологии. Его желание показать безнравственность общества на разных уровнях приводит к многогеройности романа. Каждый герой ищет свою судьбу. Главный вывод, который делает писатель — нужно сохранить душу свою чистой, не пойти на сделку с совестью, с государством. В этом и заключается главная проблема нравственного выбора в произведениях Солженицына.

Его творчество воспринимается неоднозначно. Даже зная страшные страницы истории своей страны, все равно каждый раз не устаешь возмущаться чудовищным преступлениям эпохи тоталитаризма. И, тем не менее, произведения Солженицына необходимо знать для того, чтобы уметь отличать истинное от ложного; чтобы никогда более не повторились преступления прошлого.