Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> Герои рассказов В. Шукшина

Сочинение на тему «Герои рассказов В. Шукшина»

Со времен М. Ломоносова русская деревня посылала в город многих умных, талантливых детей своих. Они прославили землю русскую, овладели высотами мировой науки и культуры, но навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей «малой родине».

Говоря об этом явлении, вспоминаешь целую плеяду писателей нашего времени. Таких, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. Мне интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести В. Шукшина. В его рассказах о земляках, бесхитростных и безыскусных, видится большая писательская любовь к деревне.

Шукшин, обратившись к знакомому, обыденному, нашел и показал неизвестное. Его сборник «Сельские жители» -начало. Желание сказать свое о людях, которые близки, выливается у писателя в размышления о всей народной жизни. Вот рассказ «Срезал». Его главный герой Глеб Капустин. На первый взгляд, он прост и ясен. В свободное время Глеб развлекался и мужиков развлекал тем, что «срезал» , «осаживал» деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда они приезжали в деревню. «Срезал» он и очередного «знатного» гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Глеб Капустин — белобрысый мужик сорока лет, «начитанный и ехидный». Такова объективная авторская характеристика. Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». Зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может срезать любого приезжего ученого!..

Движущими силами в произведениях Шукшина являются не внешние события. Сюжет у него — только повод, чтобы начать разговор. Потом повод «исчезает», и начинает говорить душа, мудрость, ум, чувство… Часто я встречал на страницах рассказов Шукшина людей простых, но всегда неравнодушных, ищущих. Они задумываются над основами бытия, обращаются к так называемым «вечным жизненным вопросам». Вот герой рассказа «Верую!» Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует — болит душа. Но как объяснить — почему? Думает, мается, страдает, размышляя о том, а зачем все… Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал «самый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: «У верующих душа болит или нет?» Между попом и Максимом происходит разговор о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой… Мучительные раздумья роднят его с попом, который говорит ему: «Ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа». В душевной маяте Максима поп видит весьма важный момент: «Душа болит? Хорошо! Хорошо. Ты зашевелился, ядрена мать! А то бы тебя с печки не стащить, с равновесием-то душевным». Как важна эта тема для нас, сегодняшних молодых читателей, когда в жестокое, морально и нравственно неустойчивое время все больше и больше пассивности и бездушия. Заставляя своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, Шукшин заставляет и читателей взглянуть на свою жизнь. Как часто бывают в жизни моменты, когда кажется, что силы и жизнь растрачены понапрасну, что «спел уже песню своей жизни», но спел плохо. «Жалко — песня-то была хорошая», — как говорил В. Шукшин. Эта тема повторяется во многих рассказах Шукшина. И их трудно пересказывать, да и зачем это нужно. Ведь лучше писателя никто не может сказать. Их просто нужно читать и перечитывать.