А главное, я терпеть не могу
пасторалей и шиллеровщины.
Благородная гордость.
Ф. М. Достоевский
Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: «Все его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде…»
Произведения Достоевского построены на сопоставлении героев и антигероев, причем отрицательные характеры удаются автору лучше, чем положительные, выглядящие ходульно, несколько надуманно и нереально.
Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х, когда роман писался.
Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: пассивное смирение или непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Между двумя линиями романа — пассивного и активного протестов — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование.
Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это — великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди — лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится сначала на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со света. Вскоре он вторично женится на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает, «обдирает» и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание в семью Ихменевых, чтобы полностью освободиться от любых обязанностей. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в жены Алеше. Деньги для Валковского — мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни»,— цинично заявляет князь. Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высочайшими идеалами поэтов — надо всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверяет, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочай-
ший эгоизм». Такая сосредоточенность пороков в одном человека понадобилась Достоевскому для того, чтобы наглядно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней.
Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора, человек в высшей степени гуманный и великодушный. В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович — писатель, его первый роман по содержанию напоминает «Бедных людей», а отзыв о нем критика Б.— отзыв Белинского о произведении Федора Михайловича. Но Иван Петрович не только рассказчик, он и действующее лицо романа. Он страстно влюблен в Наташу Ихменеву. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета произведения.
Как рассказчик, Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий,— пишет Добролюбов.— К нему приходит отец Наташи — сообщить о своих намерениях, за ним посылает ее мать — расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить перед ним свое сердце, к нему обращается Алеша — высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы высказать свой характер, наконец, и сам князь… напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает». Такая роль героя вполне оправдана писательской профессией и гуманной натурой, напоминающей самого Достоевского.
Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он мучается их скорбями и сочувствует их страданиям.
Несколько иная роль у него как у героя романа, полюбившего Наташу. Создавая образ Ивана Петровича, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Герой беспредельно любит Наташу, его самозабвение доходит до такой степени, что он готов во имя счастья любимой уступить ее Алеше. Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же оценить этот образ? Что в нем преобладает: сила или слабость? Добролюбов считал, что «слабость». Он писал, что «если эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие курьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!». В резко отрицательной оценке героя Добролюбовым чувствуется веяние эпохи 60-х годов, когда демократы критиковали безвольных дворянских интеллигентов. Сам же писатель видит в поведении своего героя признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить благородный поступок — устроить счастье ближнего. Поэтому Достоевский искренне видел нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя.
«Униженные и оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События идеально сконцентрированы и происходят в максимально короткий срок, что позволяет автору ярко выделить героев и антигероев.
Это произведение имело огромное влияние на всю последующую русскую литературу и общество, так как пробуждало ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывало к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.