Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> «Голубиная нежность» Ильи Ильича Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Сочинение на тему ««Голубиная нежность» Ильи Ильича Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

1. Творческий путь И. А. Гончарова.

2. «Обломов” глазами критиков.

3. Линия Обломов — Ольга Ильинская.

4. Философский смысл романа.

И. А. Гончаров, известный критик и прозаик, вошел в историю русской литературы как блестящий бытописатель и реалист, тяготеющий к изображению психологических и нравственных коллизий. В его творчестве находили свое отражение «вечные» нравственные проблемы: конфликт личности и общественного строя, рациональное и духовное в человеке, смысл жизни и развитие человека, общества, страны.

Тема, красной линией проходящая через все его творчество, — «состояние брожения», переломный момент в жизни общества, борьба старого и нового в нем. Подобные переломные моменты истории, когда на свет появляются «раздвоенные», принадлежащие и старому и новому времени характеры, интересовали писателя с самого начала творческого пути.

Гончарова можно назвать художником, обладающим необычайно обостренной «нравственной реакцией». Постоянно в его произведениях звучат призывы к активным действиям, направленным на улучшение нравственного положения человека, основанным на идеях высокой духовности и человеколюбия. Гончаров начинал свой творческий путь с повестей «Лихая болесть», «Счастливая ошибка», «Иван Савич Поджабрин». Однако, несмотря на все жанровое многообразие, критики признают творчество Гончарова «романоцентричным»: программные произведения этого писателя — романы, составляющие трилогию: «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».

«Обломов» является жемчужиной творчества Гончарова. Создавался он тогда, когда были уже написаны «Обыкновенная история» и «Фрегат “Паллада”» и писатель находился на вершине расцвета творческих сил. Роман писался долго, более десяти лет. Началась работа над ним в 1846 году, глава «Сон Обломова» была опубликована в 1849 году. Завершено произведение в 1858, а опубликовано в 1859 году. Критика на появление романа откликнулась незамедлительно. Практически все встретили новое произведение благосклонно, однако мнения о значении романа резко разделились. Особенно много споров возникло в связи с образом главного героя — Ильи Ильича Обломова.

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» пишет: «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу… Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

По его мнению, Обломов — апатичный и ленивый, последнее звено в цепи «лишних людей» — Онегина, Печорина, Бельтова и Рудина. По мнению критика, он больше остальных заражен коренным противоречием между мечтательностью и деятельностью. Интересно другое мнение о главном герое. А. В. Дружинин: «Напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Полнота и сложность характера Обломова притягивает к себе и позволяет действительно полюбить главного героя, ведь главное в нем не лень и апатия, а «голубиная кротость», с которой он смотрит на жизнь. Никакая бурная деятельность не выглядит привлекательной в глазах Обломова, при этом его мнения по любому поводу — мнение не скатившегося до уровня ленивого животного существа, а грамотного и знающего человека, наделенного возможностью сопереживать.

Однако мнение последнего критика не пришлось ко двору в XIX веке. Добролюбовская трактовка героя долгое время оставалась самой популярной. Но по мере изучения образа Обломова, открытия в его характере новых граней мнение Дружинина начало привлекать все большее внимание читателей и исследователей.

Решить для себя, кто из критиков больше прав, читатель может, внимательно перечитав фрагменты, связанные с линией Обломов — Ольга Ильинская. Илья Ильич и Ольга Ильинская — диаметрально про-товоположные люди. Смысл жизни, любви, семейного счастья герои понимают совершенно по-разному, однако оба играют в судьбах друг друга важные роли.

Обломов родился в деревне Обломовка, благословенном уголке земли, там же он провел свою юность. Его воспитала мягкость и спокойствие природы, ласки матери, сказки няни. Выросший Илья Ильич понял, насколько он далек от суеты светского общества, погони за карьерой и деньгами: «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Не получив возможности показать миру красоту своей души, Обломов остался дома и принялся мечтать. А в мечтах он полностью раскрывал всю сложность характера, становясь действительно гармоничной личностью.

Ольге, которую он полюбил всей душой, Обломов отдал все свое «я»: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем».

Что же Ольга? Далекая от понимания истинной души Обломова, она, с одной стороны, очарована «голубиной нежностью» героя, приковывавшей к нему многих. С другой стороны, взяв в свои руки жизнь героя, Ольга тешит себя не слишком хорошими мыслями: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!»

Отношения между Обломовым и Ольгой были с самого начала обречены на разрыв, ведь он любил ее искренне и страстно, а в ее поступках читался неприкрытый расчет. Не изменение требовалось Илье Ильичу, а подлинные чувства, тепло, забота и ласка. Несмотря на то чтр сам Обломов понимает неискренность отношений, прервать их первой решается Ольга. И в сцене разрыва «голубиная нежность» Обломова становится камнем преткновения — ее ставят в укор Обломову, после чего у того подкашиваются ноги: «Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня!..”»

В Обломове положительные качества нерасторжимы с леностью и апатией. Но при этом он не становится обузой для общества, отрицательным персонажем, лишенным духовности. Этого героя необходимо воспринимать во всей его сложности и многогранности, в которой и «голубиной нежности» и апатичности должно быть свое место.