Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Иванов¬не, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетни¬ми детьми на руках в «уезде далеком и зверском», в «нищете без¬надежной». Пьянство Мармеладова не позволяет ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу Соня. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» — в нервном возбуждении возопил Марме¬ладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его.
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдает ему на выпивку «тридцать копеек… последние, все, что было». Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома. Жалеет Мар¬меладова и Катерина Ивановна, хотя она и проклинает, и даже бьет его. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Марме¬ладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» — восклицает Катерина Ивановна у постели умираю¬щего мужа, но в то же время она суетится около больного, дает ему пить, оправляет подушки.
Узы любви, сочувствия, жалости связывают Катерину Ива¬новну и Соню. Девушка не осуждает свою больную мачеху, те¬ряющую рассудок от унижений и нищеты, хотя именно Катери¬на Ивановна толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка отчаянно защищает мачеху перед Раскольниковым, «волнуясь и страдая и ломая руки». А немного позднее Раскольников ви¬дит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна на защиту Сони, когда Лужин публично обвиняет ее в краже денег.
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «ма¬ленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и ува¬жения — эта мысль проходит через многие произведения рус¬ской классической литературы. У Достоевского тема «малень¬кого человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, но и виновен в страшном грехе — в страданиях семьи, в по¬зоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гу¬манизма — «милости к падшим».
Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову един¬ственно возможный путь самоутверждения: «Станьте солнцем, вас и увидят».
Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимает¬ся на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задат¬ки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовым. Автор вновь и вновь доказывает: лю¬бовь и милосердие спасительны для человека, способность к , любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Роман Достоевского «Преступление и наказание», с его гу¬манистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую «идею человека», утвердив на новом историческом этапе традиционные для рус¬ской культуры этические ценности.