Главной задачей романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, причем даже на каторге не испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной?
Литературоведы-марксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому. Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост. Причину преступления Раскольникова автор видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, столь лаконичной формулировки нет в тексте романа, но весь художественный строй этого произведения, считающегося самым совершенным творением Достоевского, многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы — все это утверждает неожиданно простую и незамысловатую истину. Ведь Бог — это не только мифический Владыка Небесный. Бог обозначает наличие в сознании, а главное, в сердце человека, непреложного закона любви, добра и красоты. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от Бога и Божьего мира откололся.
Есть и еще один смысл в его фамилии. Его раскрывает орудие убийства — топор, взяться за который звали Русь в своих прокламациях революционные демократы во главе с Чернышевским. Они звали народ к кровавому и беспощадному бунту. Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт. Орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами самых передовых тогда политических сил.
Но топор в руках Раскольникова не есть орудие уголовного деяния, а Раскольников — не уголовный преступник. Кстати, совершенно безосновательно усматривать в «Преступлении и наказании» черты детективного жанра. Топор Раскольникова — орудие социального протеста, идейного и политического бунта.
Убийца и грабитель Раскольников, как ни странно, бескорыстен. Мотивы его преступления не столь просты, как кажется. Это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный Порфирий Петрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения Порфирисм Петровичем стала написанная Раскольииковым некоторое время назад статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.
В основании теории лежит резкое неприятие окружающего социального бытия и теория «сверхчеловека». Таким «сверхчеловеком» Раскольников считает себя. Ему кажется, что он способен, подобно Богу, вершить судьбы людей. И вот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой. Его цель: проверить, способен ли он ради великой социальной миссии переступить через кровь, сделать черное дело. И тут начинается нравственная арифметика. С Одной стороны, старушка — гадкое и жалкое существо. Так раздавить же ее, как вошь! Тем более, с другой стороны, перед глазами великие примеры людей, которые, подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами и жизнями миллионов, ради реализации своих великих планов переступая через кровь и страдания других.
Но проба не удалась, несостоявшегося спасителя человечества замучила совесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности от людей, к которой привело его убийство. Почему же не сработала такая стройная и логичная теория? Да потому, что путь к спасению всех несчастных был составлен по законам тех, кто делает их несчастными.
Окружающие Раскольникова несчастные раздражают его своей жертвенностью, которую он отвергает. Жертвуют собой Соня и Катерина Иванова ради мармеладовских детей, хотят принести себя в жертву ради благополучия «бесценного Родиньки» мать и сестра героя. И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый и честный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным. Но вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогда на первый план среди этих персонажей выходит Соня Мармеладова.
Соня покорилась судьбе, ради детей пошла на панель. А сохранить в себе искру человечности ей помогает вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял это не сразу. Он пытается помочь и ей, защитить и ее. Но постепенно становится ясно, что не он Соне, а Соня ему поможет в ситуации, в которую поставило его совершенное и пока скрываемое убийство. Кстати, именно Соне первой он и сознается в содеянном. Соня же помогает ему сохранить и спасти душу. Помогает ему не перейти в лагерь бездушных самодовольных насильников, а остаться среди «погибающих за великое дело любви», как это сделал Иисус Христос.
Не очень заметное, по важное обстоятельство: Соня была знакома с убитой Раскольниковым Лизаветой. Ее-то за что настиг топор Раскольникова? Сестру ее, процентщицу, понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер, разговор которых случайно подслушал Раскольников. А Лизавета? Она, почти юродивая, кроткая и покорная, яснее всего объясняет если не ожесточившемуся Расколы!икову, то нам, читателям, что человек не «вошь».
И Раскольников делает вывод, что он не старуху убил (характерно, что не «старух», потому что Лизавета для Раскольникова — не вмещающийся в сознание кошмар), а себя убил, свою душу, человека в себе. Поэтому, совершив злодейство, он бежит от людей, понимая, что стал другим, чуждым им существом.
Арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, но уже в начале его деятельности в соответствии с этим принципом средства сразу же грубо перечеркнули все его прекраснодушные цели.
Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского, повторим, прост: уверовать в Бога. Прежде чем развивать теории, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви. С христианской точки зрения у Раскольникова один, но великий грех — гордыня. Своей теорией он поставил себя над людьми, решив, что для него не существует закона, ни человеческого, ни божеского. Но человеческое и божеское в его душе и сердце оказалось сильнее самых логичных выкладок ума. И это привело Раскольникова к краху. Но в этом же заключается залог его будущего нравственного возрождения. Таков гуманистический смысл «Преступления и наказания».