Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Художественный мир поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение на тему «Художественный мир поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо» в 1863 году и работал над ней в течение 15 лет, до самой своей смерти. Труд остался незавершенным. В поэме автор показал широкую картину послереформен- ной России, те перемены, которые произошли в ней. Г. Успенский рассказывал о том, что Некрасов много думал над этим произведением, надеясь создать в нем «народную книгу», то есть книгу о народе и для народа. Именно этим и объясняется художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Композиция произведения отвечает замыслу поэта показать широкую картину народной жизни. По первоначальному замыслу Некрасова крестьяне во время своего путешествия должны были встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена.
В прологе мы знакомимся с искателями счастья — семью крестьянами из семи различных деревень, названия которых (Неелово, Горелово и др.) прекрасно отражают те условия, в которых жили бедняки России.
Первая часть — путешествие семи крестьян. Они встречают большое количество людей, которые могут считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам.
Вторая часть — «Крестьянка». В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой деревенской женщины Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина ее жизни, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что «не дело —- между бабами счастливую искать!».
Третья часть — «Последыши» — посвящена описанию жизни помещика послереформенной России.
Заключительная часть поэмы называется «Пир — на весь мир». И лишь здесь мы встречаем счастливого человека Гришу Добросклонова. И именно в финале поэмы звучит песня Гриши «Русь» — гимн родной стране и русскому народу.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» по стилю очень близка к произведениям устного народного творчества. С этим мы сталкиваемся, едва начав читать:
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Первые две строки — зачин, характерный для русских былин и сказок.
В поэме очень много народных примет, загадок:
Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!

Никто его не видывал,
А слышать, всякий слыхивал,
Без тела — а живет оно,
Без языка — кричит.
Сам ритм поэмы близок к ритму стихотворных произведений русского фольклора. В поэме много песен, стилизованных под народные («Веселая», «Бабья притча»).
Некрасов следует за фольклором и в использовании слов уменьшите льно-Ласкательных (« хлебушко », « со ловушко », «солнышко»); деепричастий на -учи, -ючи («играючи», «гу- ляючи»); много в поэме и постоянных эпитетов («ветры буйные», «черны вороны», «псы косматые»), сравнений
(Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!).
Художественный мир поэмы — это мир людей из народа. В характеристике героев Некрасова важное место занимает портрет. Вот описание Якима Нагого:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
на высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанной,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Якима невозможно отделить от земли русской, земля для крестьянина поилица и кормилица, но, для того чтобы собрать с нее хоть какой-нибудь урожай, он должен затратить огромные силы. Тяжела крестьянская доля. И даже в таких условиях Яким находит деньги, чтобы купить сыну картиночки. Спасая эти картинки зо время пожара, Яким не успевает забрать из избы накопленные за всю жизнь 35 целковых, и они сливаются в один комок, за который крестьянину дают 11 рублей. Все эти картинки Яким повесил в новую избу. «Есть и новые», — говорит он Веретенникову. В этих словах — русская душа Якима, стремящаяся к прекрасному, к искусству.
Характер героев раскрывается и через их речь. Крестьяне говорят простым языком, в речи попа встречаются слова церковной лексики («братия», «несу мой крест с терпением», «аминь»), речь помещиков другая, со своими особенностями (у них звучат повелительные интонации).
Помещики во всем противопоставлены крестьянам, и это противопоставление целиком в пользу последних. Жалкими и смешными предстают перед нами Оболт-Оболдуев и Утятин. Некрасов уверен, они доживают свой век.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов провожал ув одящую и приветствовал новую эпоху.