Творческая деятельность И.А. Гончарова продолжалась несколько десятилетий. Горький назвал Гончарова «одним из великанов» русской литературы, произведения которого получили широкую известность.
Особую популярность завоевал роман «Обломов». Убеждение писателя в том, что литература должна быть проникнута «глубоким взглядом на жизнь», сделало роман «Обломов» значительным явлением русской литературы.
Читаем страницы романа И.А. Гончарова «Обломов», и перед нами предстает человек, в котором проявились многие особенности русского национального характера. Илья Ильич Обломов…Что же это за человек? Илья Ильич — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые из крепостного имения. Обломов «был человек лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Это развитый человек, получивший достаточное образование, открывавшее ему дорогу в жизнь. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить, пока не станет сил, путешествовать, увлекался поэзией.
«Это хрустальная, прозрачная душа», — говорит о нем Штольц, отмечая в Обломове честное, верное сердце. Обломова характеризуют беспробудная лень и богатое воображение. Идеалом для Обломова служит покой, но Илья Ильич не просто бездельник. Он высказывает интересные и глубокие мысли. Илья Ильич сам объясняет тяжесть своего существования. Он сожалеет о том, что бездеятелен, но и подчеркивает пустоту, ненужность большинства, считающего себя полезным и деяния свои гениальными, осуждает суету. Главным в человеке Обломов считает душу. Только тот, по его мнению, кто обращает внимание на нравственную сторону жизни, имеет право зваться человеком. И это одна из национальных черт характера. И все-таки нормальное состояние Обломова — лень, бездействие. Это то, во что выливается его умственное напряжение. Штольц делает все, чтобы побудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.
Любовь на некоторое время меняет обломовскую натуру, лень вроде бы уходит под воздействием огромного чувства, которому Илья Ильич отдает всего себя. Но лень сильнее Обломова, она стала его сутью и победила любовь.
«Сон Обломова» — объяснение характера Обломова. «Об- ломовка, обломовщина — …одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова — это внутри него — типичность русской жизни, своего рода импрессинг, полученный Ильей Ильичем в детстве. Илья Ильич родился и вырос в имении, находившемся в глуши. Обломовка была таким захолустьем, в котором жизнь текла вяло. Даже полученное письмо обло- мовцы открывали на четвертый день по получении, опасаясь какой-либо плохой вести. Отсутствие духовных интересов привело к тому, что главной заботой в Обломовке была пища, еда. Естественно, что атмосфера такого быта должна была наложить свой отпечаток на всех обитателей Обломовки. Илюша рос здоровым, живым и любознательным мальчиком. Он хотел все делать сам. Маленький Илюша сам старался натянуть чулочки, курточку. Но при виде этого многочисленная челядь ахала, и Илюшеньку одевали, обували, вытирали носик. Дворня старалась предугадать любое желание барчонка. Любое живое движение «убивалось». Так и пошло. Обломовка постепенно заглушила все хорошие качества и стремления в мальчике. Это произошло не сразу, незаметно, но произошло. «Все началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».
Обломов — это образ огромного обобщающего значения. Главная черта обломовского типа — апатия, лень и бездеятельность. (Хотя на сегодняшний день существуют и другие мнения.)
Обломовщина — это не образ жизни одного человека, а состояние общества. Обломов — не продукт Обломовки исключительно, а порождение российской действительности, поэтому можно утверждать, что Обломов — герой, в котором ярко выражены черты русского национального характера.