Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Идеологический спор и его роль в произведениях русской литературы XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сочинение на тему «Идеологический спор и его роль в произведениях русской литературы XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

Федор Михайлович Достоевский — писатель глубокой психологической направленности. Его произведения построены на столкновении друг с другом героев, различных взглядов на мир, на свое место в жизни. Их диалоги полны драматического напряжения. Они ведут споры, отстаивая свою точку зрения, не соглашаясь на компромиссы.
В романе «Преступление и наказание» герои ведут интересные психологически обоснованные споры о смысле жизни, вере, месте человека в этом мире, но хочется подробнее остановиться на «поединках» Порфирия Петровича и Раскольникова. Они прекрасно понимают друг друга без слов, а диалоги их представляют скрытую полемику, желание обратить собеседника «в свою веру». Это в большей мере относится к Порфирию Петровичу. А Раскольников напоминает загнанного зверя, которому некуда деться, и он лишь на время оттягивает развязку, хорошо известную обоим. Они слишком умны, чтобы ограничиться внешней стороной этих споров. Из внутреннего монолога Раскольникова мы ясно понимаем, что он тщетно пытается укрыться от следователя, прекрасно видя расставляемые им ловушки. Но то ли психологический настрой Родиона Романовича таков, то ли Порфирий Петрович чрезвычайно умен, но он отлично чувствует подтекст всего произносимого Расколь-никовым. Порфирию Петровичу нужно вывести преступника из равновесия, чтобы
он сознался в содеянном. Раскольников это тоже понимает, объясняя себе действия следователя: «Я в злобе-то и проговорюсь!» Родион Романович находит точное определение поведению следователя, Порфирии Петрович играет с ним «как кошка с мышью». Раскольников в запале почти готов гордо выкрикнуть о своем преступлении, потом смиряет себя, заставляя выслушать собеседника, узнать его планы. Это очень интересный разговор, когда произносятся ничего не значащие фразы, а во внутреннем монологе герой раскрывается до конца. Построение диалога показывает необыкновенное мастерство автора, его умение составить психологическую характеристику героя. Раскольников, как шахматист, старается выстроить не только свои ходы, но и Порфирия Петровича, сердится на свою горячность, пытается все «свалить» на горячечный бред. Он сильный противник, и следователь это знает. Но беда Раскольникова в том, что он молод и опрометчив. Его статья в газете о наполеонизме не проходит мимо внимания Порфирия Петровича. Следователь уверен, что убийца процентщицы — Раскольников, больше некому. Причем преступник не примитивный, а идеологический, доказывающий некую теорию. Пытаясь дознаться правды, Порфирии Петрович открывается Раскольникову: «…пришел к вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,— потому с плеч долой… я вам, вот самим Богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. Всю эту психологию мы совсем уничтожим, все подозрения на вас в ничто обращу, так что ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть…»
Следователь видит Родиона Романовича насквозь. Он уверен, что рано или поздно психика Раскольникова не выдержит: «Сами еще за час знать не будете, что придете с повинною. Я даже вот уверен, что вы «страданье надумаетесь принять»; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь».
Этот идеологический спор много объясняет в характере Раскольникова. С помощью Порфирия Петровича писатель объясняет скрытые механизмы человеческой психики. Следователь — мастер своего дела, он прекрасно понимает действия и даже намерения преступника, подводя его к раскаянию. Здесь проявился основной постулат писателя: пусть человеку невыносимо больно, но его жизнь будет спасена. С этого начинается возрождение Раскольникова. Он, понимая свою обреченность, постепенно приходит к мысли, что открыть свою душу — значит спастись.
Великий гуманист — Ф. М. Достоевский показывает путь к спасению заблудшей душе.