Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Идея и художественные средства ее воплощения в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»

Сочинение на тему «Идея и художественные средства ее воплощения в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»»

Никому не дано сказать о поэте больше, чем это делает он сам в своих произведениях. Ведь творческая личность всегда больше
своей биографии, потому что она — целый самостоятельный мир. Таков Сергей Есенин — один из выдающихся русских поэтов. Слово Есенина, глубокое, человечное, патриотичное, образное, доходит до сердец миллионов людей во всех уголках планеты, пробуждая в них лучшее, помогая им познавать себя, людей, природу, мир, потому что поэзия Есенина удивительно «земная», близкая каждому человеку, реальная до самых своих корней, и вместе с тем «вселенская», общечеловеческая, наполненная тревожными раздумьями о вечных темах.
Поэзия Есенина направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, раскрепостить его духовно и создать для него такие условия жизни, чтобы он действительно смог стать человеком.
Уже в ранних стихах поэта, по сути дела, нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного — равнодушия к судьбам миллионов тружеников, к Человеку.
То же самое можно сказать и о поэме «Анна Снегина», которая является одним из самых замечательных произведений С. Есенина. Поэма представляет собой в некоторой степени итоговое произведение, в котором поэт отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции, свои философские раздумья о жизни человека на земле и, наконец, свое поистине святое отношение к первой любви, которая открывает перед человеком новые миры и хранится в сердце всю жизнь. «Анна Снегина» — поэма о судьбе героини и судьбе России. Читая поэму, мы видим черты эпического повествования, чувствуем дыхание переломной эпохи в жизни русского народа. И все же эту поэму трудно назвать эпосом, настолько она лирична. Эпическая и лирическая темы идут параллельно. Эпические события в поэме — глубокий жизненный фон, на котором развивается лирическая тема. Судьба Снегиной, ее счастье и будущее неразрывно связаны с судьбой России. У каждого из нас есть своя большая и малая родина. Для Снегиной малой родиной было ее родное село Криуши, где она провела свое детство, юность, пору влюбленности.
Так и просится в душу лирическое начало поэмы:
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
А завершая поэму, в ее последней главе, свидетельствующей о развитии лирической темы, поэт вместо: «Но мало любили нас» — теперь утверждает: «Но, значит, любили и нас».
Такая кольцевая композиция еще заметнее выявляет лиризм произведения, его идею.
Лирическое и эпическое, личное и общественное тесно связаны в этом произведении. Судьбы его героев — Сергея и Анны (лирическая линия) переплетаются с событиями классовой борьбы (эпическое повествование). И в то же время происходящее в поэме становится более понятным, когда перед нами раскрывается сложный внутренний мир ее главного героя, от лица которого и ведется рассказ. Повествование о «суровых, грозных годах» органично соединяется с историей жизни рассказчика. Без нее перед нами были бы лишь отдельные разрозненные зарисовки, не составляющие целостной картины. В поэме Есенин реальные факты естественно сочетает с художественным вымыслом. В этом отношении и интересен образ рассказчика — главного героя поэмы. Он говорит о себе как об активном участнике войны, который воспринял ее как трагическое народное бедствие, хотя воевать Сергею Есенину с оружием в руках не пришлось:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Используя этот художественный прием, С. Есенин понимает, что на читателей более сильное впечатление произведет слово фронтовика и более убедительно прозвучит осуждение войны. Это одно из воплощений мысли о том, что война противоестественна человеческой жизни, и Есенин осуждает ее с философских позиций, считая прекрасной землю и человека; война же уничтожает это прекрасное. Такой вот контраст:
Я думаю:
Как прекрасна Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
Как современно звучат эти слова!
Октябрь… Семнадцатый год.
В самые трудные дни, когда невозможно было найти ответ на вопрос: «Куда несет нас рок событий?» — главная боль, главная дума Есенина о судьбе России, о родной земле. Поэтому судьба деревни занимает большое место в поэме. Деревня — это прежде всего земля, и потому мужики спрашивают:
Отойдут ли крестьянам
Без выкупа пашни господ?
Земля — это прежде всего люди, твои соотечественники, которые обустраивают, украшают свою землю, борются за ее свободу, дарят этой земле свое родное имя.
Прон Оглоблин, «булдыжник, драчун, грубиян», возглавляет строительство новой жизни в деревне. Возможна ли она, новая жизнь, под руководством такого человека? Что случилось с нашей российской деревней за эти годы, мы знаем. Судьбы человека и его Отечества неразделимы, это единое целое. Эта главнейшая идея поэмы призывает каждого из нас помнить, что Отчизна, Родина — это большое и малое нашей жизни, личное и общественное, далекое и близкое, которое, переплетаясь, вырастает в сложное и прекрасное чувство.
Контраст как одно из художественных средств воплощения идеи поэмы используется в рассказе о судьбе Анны Снегиной, покинувшей Родину.
«Целых шесть лет» не был лирический герой поэмы в деревне. За это время «…буря пришла в угомон».
И вот я опять в дороге.
Ночная июньская хмарь…
И сердце по-старому бьется,
Как билось в далекие дни.
Картины родной природы, пейзаж помогают понять мысли, переживания, чувства, настроения героя.
Письмо от Анны, пришедшее тому назад «почти что два месяца с лишком». В нем — тоска по Отечеству, выраженная в воспоминаниях картин родной природы:
В России теперь апрель. И синею заволокой Покрыта береза и ель. …вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна.
«Письмо как письмо», но мы понимаем, что Сергей стал для героини олицетворением Отчизны, олицетворением всего того, что она безвозвратно потеряла.
«Письмо как письмо», но сколько светлых воспоминаний и чувств пробудилось в душе героя, как ожила душа!
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.
Время, Родина, человек — «суровые, грозные годы», «шестая часть земли с названьем кратким «Русь», судьба человека в ее неразрывной связи со временем и судьбой Отечества — это идея не только поэмы «Анна Снегина», но и лейтмотив всего творчества Сергея Есенина. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество», но поэзия Сергея Есенина всегда будет жить, олицетворяя собой все высокое, светлое, лучшее.