В своем последнем романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевский обобщил некие социально- психологические черты русской жизни, выявил тип человеческих отношений до него в литературе «никогда не являвшийся». Речь идет о «карамазовщине». Основанием «карамазовщины» послужили черты, сказывающиеся в целой семье, в отце и трех сыновьях, носящих в себе, в большей или меньшей степени, типический отпечаток карамазовского рода. Не отдавши себе отчет в том, что это за явление — «карамазовщина», мы не поймем самого романа. Острее всего эта черта отразилась в родоначальнике семьи Федоре Павловиче Карамазове. Старик Карамазов не только отец, но он и явная причина столкновения братьев, которые самоопределяются по отношению к своему отцу и практически весь роман заняты решением проблемы «отцов и детей». Старик Карамазов — это «развратный сладострастник и подлейший комедиант». Он словно нарочно искушает, провоцирует и детей, и посторонних неблагообразием, точнее даже сказать, безобразием своего облика.
В нем словно бы совершенно атрофировано отцовское чувство, по мысли Достоевского, являющееся началом цивилизации и нравственности, зато гипертрофировано чувство похоти, сладострастия, то есть чисто природное начало. Оценку-объяснение «карамазовщины» писатель вкладывает в уста сына Алеши: «Братья губят себя, — отец тоже. И других губят вместе с собою. Тут «земляная карамазовская сила», — земляная и неистовая, необделанная.…Даже носится ли дух божий вверху этой силы — и того не знаю». Для писателя карамазовская стихийность есть проявление в России донравственного, дохристианского, природно-языческого начала. Достоевский настойчиво подводит читателя к мысли, что стихийная биологическая сила жизни, которой наделены все Карамазовы, не обладает нравственным светом, не подчинена никакому нравственному закону. Эта черта оборачивается сладострастием как доминантной карамазовского характера. В условиях пореформенной России эта жажда жизни ведет — через сладострастие и «силу низости карамазовской» — к отрицанию гуманности в человеке и к отрицанию жизни, как показывает писатель.
Ведь убийца старшего Карамазова, Смердяков — сын и брат Карамазовых. Таким образом, карамазовская сила жизни в определенных социальных условиях претворяется в «карамазовщину», образ, символизировавший, по мысли писателя, главную опасность для России в ее историческом развитии. «В карамазовщине, — замечает писатель, — действительно сконцентрирована сила низости. Эта сила низости воплощает все дурное, отвратительное, бесчеловечное, что накопилось в русском крепостническом обществе на протяжении ее развития. Эгоизм и самодурство, деспотизм и развращенность, унижение человеческого достоинства во имя диких похотей, скупость и жестокость, игнорирование человеческих прав и норм социального поведения — все жир, он содержится в карамазовщине и особенно проявляется в поведении старика Федора Павловича Карамазова». Вероятно, каждому из героев необходимо преодолеть «карамазовщину» в самом себе, найти себя в себе, найти свою личность, нравственную ее основу. «Карамазовщина» присутствует в каждом, мы должны преодолеть, победить ее и только тогда человек станет по-настоящему гуманен, нравственно чист и счастлив.