Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Идейно-художественные особенности поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина»

Сочинение на тему «Идейно-художественные особенности поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина»»

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» закончена в январе 1925 года —
в декабре этого же года поэта не станет, он покончит с собой. Когда
писатель уходит из жизни рано, всегда пытаешься по его последним
произведениям угадать, как дальше развивался бы его талант. «Анна
Снегина» убедительно доказывает, что творческий талант Есенина
был в расцвете. Поэт все больше задумывался об истории России,
стремился понять и отобразить, что произошло со страной в начале
XX века, каково его место в общем ходе событий. В поэме Есенин
остается проникновенным певцом среднерусской природы, тонким
лириком, умеющим передать сложные любовные переживания, и
одновременно выступает как гражданин, размышляющий о судьбе
Отечества.
Произведение во многом автобиографично. Главного героя зовут
Сергей, он известный поэт, пишущий «стихи про кабацкую Русь…
Отделано четко и строго. По чувству — цыганская грусть». Герой
держится своих деревенский корней, как и сам Есенин, недаром крестьяне
говорят ему:
Ты-свойский, мужицкий, наш,
Бахвалишься славой не очень
И сердце свое не продашь.
Как и автор, лирический герой понял во время первой мировой
войны, что он игрушка, в тылу же купцы да знать, и, твердо простившись
с пушками, решил лишь в стихах воевать». Конечно, герой
преувеличивает, заявляя, что он «первый в стране дезертир»: после
февральской революции 1917 года вся армия развалилась. Любовная
лирика поэмы тоже автобиографична: Есенин действительно был
влюблен в дочь соседей-помещиков. В большинстве лирических
стихотворений Есенин избегает конкретных указаний на исторические
события — в поэме герой постоянно ощущает тесную связь с происходящим
в стране.
С первых же строк начинает звучать народная речь: возница рассказывает
поэту о современной жизни в деревне. Счастливые дни,
полные довольства, спокойствия, когда исправник любил гостить
в Радовом и крестьяне «без тягот» переплачивали оброк, миновали.
Мужики из бедной деревни Криуши завидовали сытому житью ра-
довцев, воровали у них лес, и зависть обернулась открытой враждой:
разгорелся скандал, крестьяне начали биться топорами. В драке
погиб старшина, десятерых зачинщиков отправили на каторгу. С тех
пор, как замечает возница, «у нас то падеж, то пожар».
Есенин не случайно углубляется в мелкие подробности крестьянской
жизни: на примере раздора двух деревень он показывает, что
вся Россия забурлила, в ней не осталось ни одного спокойного уголка.
Старуха-мельничиха жалуется гостю на мужицкие войны и видит
причину бед в том, что «прогнали царя», выпустили из острогов
злодеев: «Погибла кормилица Русь…».
Мельничиха считает убийцу старшины, Прона Оглоблина, просто
пьяницей и драчуном. Однако автор с сочувствием рисует фигуру
этого крестьянина. Вернувшийся с каторги Прон продолжает бороться
за народную справедливость. При первой встрече с мужиками главный
герой «не мог ничего сказать» в ответ на их вопросы о земле,
о войне. Прон решает не дожидаться указаний властей и зовет односельчан
к помещице Снегиной:
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!
Крестьяне боятся, и с Проном отправляется только главный герой.
Разговора с помещицей не получается: Анна узнает в этот день
о гибели на фронте мужа и гонит прочь «жалкого и низкого трусиш-
ку»-поэта. После октябрьской революции Прон «с радости чуть не
помер», он организовывает сельскую коммуну, «захватывает» с братом
помещичье имение, уверенный, что царство справедливости
пришло. Судьба Прона печальна: в гражданскую войну он расстрелян
деникинцами.
Есенин использует прием контраста, изображая брата Прона —
Лабутю. Это пьяница и бездельник, «герой» японской войны, который
после революции быстро подлаживается к новой власти, важно
заседает в Совете, а при появлении деникинцев отсиживается «в соломе
», чтобы потом требовать себе «красный орден за храбрость».
Любовная линия поэмы неразрывно связана с исторической.
В ранней юности главный герой был влюблен в дочь помещиков,
Анну Онегину, но дворянка не позволила себе ответить на чувства
крестьянского парня. Приехав в Радово известным поэтом, главный
герой не стремится увидеть Анну: она для него — романтичное и грустное
воспоминание юности. Однако судьба устраивает встречи Сергея
и Анны. Есенин мастерски выстраивает их диалоги. Несмотря на
условность стихотворной речи, в них сохраняется живая интонация.
Главный герой любуется красивой женщиной, чувствует, как пробуждается
его былая любовь к Анне, но не дает воли сердечным
переживаниям. Онегина пытается говорить с бывшим поклонником
шутливо, как с другом детства, но ее слова звучат не совсем искренне,
она тоже подавляет чувства. Отношения героев остаются на уровне
недоговоренности, полупризнания:
Расстались мы с ней на рассвете
С загадкой движений и глаз…
Исторические события не дают развиться чувствам героев и разлучают
их. Главный герой остается с народом, Онегина уезжает из
страны. Накануне отъезда Анна признается Сергею в том, что всегда
тайно любила его. В ответ главный герой спрашивает: «Скажите,
вам больно, Анна, за наш хуторской разор?» Взаимопонимание между
героями невозможно: для Анны все лучшее осталось в прошлом,
она потеряла мужа, родину, любовь, а главный герой продолжает
жить в настоящем, не отделяя себя от народа. Письмо Анны из эмиграции
не вызывает в поэте сильных чувств: Снегина стала для него
лишь светлым воспоминанием юности.
Итак, Есенин, обратившись к лиро-эпическому жанру, сумел достигнуть
удивительного слияния личного и исторического. Рассказывая
грустную историю «неслучившейся» любви, поэт не отделяет
героев от общего хода событий в стране. Их судьбы вплетаются
в судьбу России. В поэме затрагиваются почти все важнейшие исторические
события начала двадцатого века, от русско-японской до
гражданской войны. В «Анне Снегиной» Есенин не только поделился
личными переживаниями, но и отразил историческую эпоху.