Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Достоевский показывает нам на протяжении всего романа проблемы личности и масс, одиночества человека в капиталистическом мире, смысла жизни, выбора жизненного пути и ответственности за него, любви, перерождающей человека. Каждый человек в своей жизни определяет для себя грани допустимого в своих поступках. И если эта грань преодолена и человек мучается, то в нем есть моральные начала и он еще не потерянный человек.
Наш герой попадает в атмосферу, в которой могут выжить только бездуховные люди, такие, как Лужин, Свид- ригайлов. Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим».
Конечно, есть и другие причины, сподвигшие его на преступление: моральные, социальные, но основная причина таится в его характере. Дело в том, что Родион очень добрый и отзывчивый человек, он может отдать последние деньги (случай с семьей Мармеладовых), он не останется равнодушным к боли другого человека, не останется в стороне, если на его глазах происходит преступление (случай с пьяной девочкой). Но теория, засевшая в его голове занозой, не дает ему покоя. Убив старушку, Родион практически переступил ту черту, которую он хотел переступить, но теоретически сам себя Родион не переступил. После убийства его мучает совесть, он замыкается в себе, сторонится родных, друзей. Все мысли его направлены на оценивание своего поступка. Мы наблюдаем за страданиями Родиона, видим, как он пытается выбраться из этого ада, но одному ему не выбраться. И тут, на счастье Родиона, появляется Сонечка Мармеладова. Она как лучик света после огромной бури. Нежная, чистая, духовно ласковая, она возрождает в Раскольникове невиданные силы.
Впервые читатель узнает о ней со слов ее отца, горького пьяницы. Мы узнаем, что на этой хрупкой девочке лежит все хозяйство: дети, мачеха, которая болеет чахоткой, отец, постоянно клянчащий деньги. Всех она пожалеет, приласкает, даст совет.
Соня — символ жертвенности. В ней хранится неиссякаемый источник духовности. В каждое слово, дело она вкладывает кусочек своего сердца, души.
Соня любит людей, в каждом находит хорошие качества. Так происходит и с Родионом. Она не отталкивает его после рассказа об убийстве, а, напротив, принимает его со всей душой, советует, чтобы он пошел на площадь и признался людям в своем грехе.
«Это человек-то вошь!.. Убивать? Убивать-то право имеете?» — говорит Соня Раскольникову.
Соня верит в человека, в его лучшие черты, в его воскрешение. Для нее человек — создание Божье, и человеческая жизнь неприкосновенна. Сонечка — очень религиозный человек, она посещает церковь, читает Библию, — из нее она берет все свои силы.
Разговоры с Соней дают Родиону духовные силы, которых ему не хватает. Внезапно между ними возникает возвышенное чувство — любовь. Ах, любовь, любовь! Она делает ничтожных людей более справедливыми, чувственными, она пробуждает самые черствые души. Согрела она и сердце Родиона. Теория, которая навязчивой мыслью преследовала героя, была разбита в двух словах: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»
И кто разбил ее? Ребенок, который должен наслаждаться своей детской беззаботной жизнью. Соня спасает душу Раскольникова, она направляет его на путь раскаяния. Он идет в суд, его судят и отправляют в ссылку. Но не ссылка для него главное наказание, а то, что его совесть не дает ему покоя, а лучшее лекарство для его совести — любовь Сони.
«Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».