Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Изображение Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Изображение Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого «Война и мир»»

Изображая военные события в романе «Война и мир» (1869), Л. Н. Толстой не только рисует такие батальные картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения, но и широко показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных событий. Главнокомандующие армиями, генералы, офицеры, солдаты — все эти разнообразные участники войны, носители различной психологии, изображены Толстым с поразительным мастерством.

Большое внимание в романе уделено обрисовке исторических личностей.

Образ Наполеона привлекал немало русских писателей, среди которых нужно вспомнить прежде всего Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Но общепризнанным считается то, что именно Толстому в его романе «Война и мир» удалось наиболее полно и широко развить тему Наполеона в социально-историческом плане. Раскрытие образа этого полководца дается писателем в сопоставлении с образом Кутузова.

Появляясь первый раз в описаниях приготовлений к Аустерлицкому сражению, Наполеон показан героем, который окружен обожанием своих солдат. Но близость к солдатам и широта души оказываются мнимыми, иллюзорными. Наполеона отдаляет от других людей тщеславие, даже обожествление своего собственного «я», которое позволяет ему думать о себе как о творце истории, определяющем судьбы народов Европы. Автор так характеризует Наполеона: «Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Князя Андрея и Пьера сначала привлекает велиие военного гения Наполеона. Пьеру кажется, что Наолеон несет освобождение народу от монархического гнета. Князь Андрей до Аустерлицкого сражения ценит личную храбрость, целеустремленность, ум Наполеона, Разочарование в своем кумире наступает для Болонского после сражения. На поле, усеянном трупами, Наполеон не замечает ничего, кроме этой «прекрасной картины». Жестоким человеком, в котором нет великодушия к побежденным, честолюбивым и тщеславным представляется Наполеон князю Андрею.

В изображении Толстого Наполеон глубоко равнодушен к людям, он привык презирать их. Так, например, гибель на реке Неман польских улан, желавших показать свое преклонение перед прославленным полководцем, не вызывает у Наполеона ничего, кроме легкого раздраения. Убежденный в своей исключительности, в своем превосходстве над людьми, французский полководец видит свое жизненное призвание в том, чтобы самовластно распоряжаться судьбами народов и государств.

Он деспот не только по положению, но и по убеждению. Свою тиранию Наполеон рассматривает, однако, как истинное проявление добра и человеколюбия. «Он, предазначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния».

Наполеон и война тесно связаны между собой. Французского полководца не трогают людские страдания, вызываемые войной, не волнуют жертвы. Так, в письме в Париж он писал, что «поле сражения было великолепно, потому что на нем было 50 тысяч трупов». Война для Наполеона — азартная игра, которая тем более захватывает его, чем значительнее в ней ставки.

Путь к славе Бонапарта кровав и грязен. Он не думает даже о судьбе своих солдат, стоит над массой и своим поведением заражает армию бесчеловечным чувством велиия, исключительности, права господства над другими.

Во всех описаниях характера Наполеона Толстой упорно подчеркивает его высокомерие, самовлюбленность, упоение своим величием. Даже рисуя внешний облик Наполеона, автор пишет с явной антипатией, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой», с «жирной грудью», с «жирными ляжками коротеньких ног» и «круглым животом». Писатель подчеркивает

высокопарность речи, позу неотразимости Бонапарта. В разговоре со своими льстецами, которые делают ему сюрприз (дарят портрет его наследника), Наполеон выглядит тщеславным, любящим лицемерие.

Значительно отрезвляет Наполеона Бородинкая битва, где он впервые почувствовал, как азартный игрок, что удача изменила ему. Гибнет его армия, так как в ней нет единства, ей нечего защищать. Сам Наполеон, рискуя попасть в плен, убегает из Росии, не желая спасти даже преданной ему гвардии.

Наполеон поставил себя над людьми. Слово «я» — любимое слово Наполеона. Он выше всего ставит себя, свою личность, считая себя сверхчеловеком.

Все эти пороки составляют эгоистическую сущность наполеонизма, свойственную самым худшим людям. Поэтому для Толстого Наполеон не гений, не великий полководец, а безнравственный человек.

При всей художественной силе изображения Наолеона Толстым нельзя не заметить и некоторой одноторонности, субъективности в его раскрытии. Писатель не только отвергает величие и гениальность этого героя, но и отрицает влияние его на ход исторических событий. Для Толстого Наполеон с его отрицательныи качествами не был значительной личностью. Однако мы знаем, что эти непривлекательные качества не устраняют тех ясно выраженных черт крупного исторического деятеля, которые были присущи Наполеону, они не уменьшают его роли в истории. «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» — таков вывод гуманиста Толстого в оценке Наполеона.

Образ Кутузова в романе явно противопоставлен образу Наполеона. Русский полководец изображен человеком, который отвергает все показное, рассчитаное на внешний эффект. Простота, обыкновенность Кутузова подчеркивают истинность его человеческих качеств. Эти качества проявляются и в сцене встречи с Тимохиным, когда он узнает и сердечно приветствует одного из своих боевых товарищей, и в отношениях с Андреем Болконским, и в близости к простым людям. Человеческие качества Кутузова раскрываются и в его любви к родной земле, к народу. Кутузовская простота в обрисовке Толстого нередко соседствует с обыденностью и даже прозаичностью. Это отражается и в портрете полководца, и в рассказе о манере его поведения. «С тех пор, как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз и рана, и выражение усталости в его фигуре и лице были те же». Верный своему принципу устранения всякой парадности в изображении исторических лиц, Толстой рисует и физическую немощь Кутузова, и его житейские слабости, но одновременно с тем он показывает внутреннюю силу героя. Среди его человеческих качеств, которые в то же самое время являются и качествами исторического деятеля, писатель подчеркивает широту его взглядов: Кутузову был чужд личный, продиктованный индивидуальным пристрастием подход к оценке людей и событий.

Если в характере Наполеона писатель выделял индивидуалистические стремления, властолюбие, то важнейшей стороной облика Кутузова он считал живую связь с народом, понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроения масс, опираться на стихийно выраженную их волю Толстой видел мудрость и величие русского полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчеркивает народный характер его деятельности. Также в Кутузове подкупают его скромность и простота, искренность и правдивость, великодушие и сострадание, верность своему делу и армии, отношение к войне как к злому и бесчеловечному явлению.

Итак, в описании Толстым Наполеона и Кутузова мы ясно видим субъективность, присущую взглядам писателя. Безусловно, это идет от его личного отношения к тому, кто пытался завоевать Россию и к тому, кто смог остановить завоевателя. Кроме того, в обрисовке характеров двух полководцев ясно отразилась и философско-историческая концепция писателя. Образ Кутузова, в отличие от Наполеона, примечателен тем слиянием индивидуального и народного, которое возможно, по убеждению Толстого, тогда, когда личность, освобождаясь от всего мелкого, эгоистического, поднимается до осознания общих чувств и стремлений. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории, Он считал, что творцом исторических событий является народ. Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сдеать Кутузова только мудрым наблюдателем историчеких событий, лишь их пассивным созерцателем.