Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему ««Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир»»

Чтобы произведение было хорошо, надо
любить в нем главную мысль. В «Войне и мире»
я любил мысль народную.
Л. Н. Толстой

«Война и мир» — роман-эпопея, крупное монументальное произведение, изображающее жизнь России в начале девятнадцатого века. Л. Н. Толстой ставит в романе общечеловеческие проблемы войны и мира, добра и зла, чести, порядочности, патриотизма и, наконец, проблему будущего страны. Главной мыслью своего произведения писатель считал «мысль народную». Изображение силы и величия русского народа — вот главная цель Толстого. В книге представлены все слои русского общества, начиная с крестьян и заканчивая императором. «Мысль народная» развивается на протяжении всего повествования. Но центральным событием произведения является Отечественная война 1812 года. В этот период русская армия обнаружила все свои лучшие качества, Мужество и героизм, патриотизм и самоотверженность, проявленные солдатами в сражении за Смоленск и в Бородинской битве, в полной мере раскрывают величие русского народа. Только такой народ мог, сплотившись в единое целое, продолжать стоять на своих позициях, даже потеряв половину войска. Пьер видит ополченцев, надевших белые рубахи, и это — символ огромной духовной силы людей, готовых умереть, защищая Родину.

Именно дух армии, а не тактические маневры, по мнению Толстого, приносит победу русскому народу. Именно поэтому писатель рисует народного полководца Кутузова дряхлым, немощным, сонным и апатичным стариком, не предпринимающим решительных действий. Кутузов в полной мере пытается поддерживать именно дух войска. В единении с солдатами открываются главные причины величия Кутузова-полководца.

Свои лучшие качества проявило в войне с Наполеоном и мирное население. Купец Ферапонтов — образец народного мужества и патриотизма. Он верит в русскую армию и не хочет уезжать из Смоленска. «Однако затихать стала, — говорит Ферапонтов, — должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила…» Он разает зерно русским солдатам и сам поджигает свою лавку, чтобы она не досталась французам. Ради всеобщего блага купец жертвует имуществом, но он понимает, что сейчас важно всему народу объединиться и вместе противостоять французам, а не наживаться на чужом горе.

Простых мужиков, Карпа и Власа, таких же, как и Ферапонтов, которые не везли сено французам, а отдавали русским солдатам или жгли его, Толстой тоже считает героями, без которых не было бы победы.

Но не только простое население России, но и высшее сословие — дворяне, проявляют свои лучшие качества души. Княжна Марья, скромная, кроткая, богобоязненная девушка, не только не хочет просить помощи у французского генерала, но она приходит в

ужас при мысли о том, что она, дочь русского генерала, воспитанная на идеях патриотизма, примет покровительство господина Рамо, который пришел на русскую землю, чтоы разорять страну и убивать людей. Наташа Ростова руководствуется чувствами милосердия, доброты, сотрадания к своему народу, когда отдает подводы для раненых, оставляя прямо на дороге свое имущество.

Но, наряду с истинным патриотизмом, проявленным лучшими из дворян, был и мнимый патриотизм аристократии, Жизнь в салонах Шерер и Элен почти не изменилась. Под маской неприятия всего французского скрывалось безразличие ко всему происходящему. Болезнь Элен обсуждалась больше, чем ход войны. Такое поедение представителей светского общества показало, насколько большая пропасть лежит между ними и народом.

Русский народ прославляется Толстым еще и потому, что он развернул против неприятеля партизанскую войну: «…благо тому народу, который в минуту испытаний, не спрашивая о том, как поступали другие, поднимает первую попавшую дубину и гвоздит ею, пока чувство мести не заменяется презрением и жалостью».

Партизанская война была всенародным явлением: отряды старостихи Василисы и сельского дьячка в пятьдесят человек действовали подчас лучше, чем целые полки со штабами. Война велась не по «фехтовальным» правилам. Без генеральных сражений, без единого командования русские нападали на превосходящего числом противника и побеждали его. Партизанская война стала тем последним, завершающим ударом, после которого рухнуло наполеоновское нашествие.

На примере действий отрядов Долохова и Денисова Толстой описывает участие в партизанской войне дворян. Денисов и Долохов заботливые командиры, в их действиях сочетаются смелость, дерзость, решительность. Партизаны под их руководством уже не боятся разъезжать верхом перед самым лагерем противника, в их действиях появилась уверенность в своих силах.

Тихон Щербатый — собирательный образ партизана. Он силен и вынослив, не боится тяжелой работы. Тихон ловок и хитер. Он настоящий патриот. Ему не надо наград и званий. Он присоединился к отряду Денисова для того, чтобы гнать французов со своей родной земли. Именно Тихону Денисов поручал самые опасные и трудные задания.

По мысли Толстого, народ — главная движущая сила истории, ход которой определяют не действия отдельных лиц, а поведение всего народа. Но только тогда наод может повлиять на историю, когда он един, когда каждый член общества вносит свой вклад в общее дело. Именно такой хочет видеть Толстой русскую нацию. Народ России до Отечественной войны 1812 года был разобщен крепостным правом: интересы крестьян и дворян не совпадали, Но во время освободительной войны эта стена была разрушена: у всего русского наода появилась общая цель — изгнание французов из России. По мнению Толстого, Отечественная война 1812 года — это тот этап развития народного самосознания, когда весь народ понял, что должен быть единым.