Жизнь скушна без нравственной цели…
Ф. Достоевский
Толстой был глубоко убежден в том, что человек способен меняться на протяжении всей своей жизни, Меньше всего писатель стремился уберечь своих героев от трудностей и заблуждений. На примере Андрея Болонского и Пьера Безухова автор показывает эволюцию духовного мира человека, поиски новых, истинно человеческих отношений. Толстой не рисует всех этапов развития этих героев. Мы знакомимся с ними, когда они уже, в известной степени, сложившиеся личности, которые ощущают внутренний разлад со своей социальной средой. Наметившееся неудовлетворение собой и окружающей действительностью — отправной пункт сложных социальных и философских исканий героев.
Реальная сущность исканий Болконского и Безхова состоит в проверке ценностей людей их века и человечества в целом. Толстой ведет своих героев через ряд увлечений тем, что представляется им наиболее интересным и значительным в жизни общества. Эти увлечения нередко приносят горькие разочарования, а значительное оказывается ничтожным. Лишь в результате столкновений с миром, в результате освобождений от иллюзий Андрей Болконский и Пьер Безухов постепенно открывают в жизни то, что с их точки зрения является несомненным, подлинным.
Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость и призрачность жизни людей его среды. Неприятие мелочного существования света порождает в Болконском жажду настоящей деятельности. Он полагает, что участие в военных походах поможет ему. Андрей мечтает о личном подвиге, который бы прославил его. Его привлекает тот поразительный пример необыкновенного взлета от полной неизвестности к широкой славе, с которого началась блестящая карьера Наполеона. Болконский мечтает о своем «Тулоне», поэтому он и отправляется на войну 1805–1807 годов.
Во время Шенграбенского сражения князь Андрей не только наблюдает за ходом событий, он активно участвует в них, проявляя замечательную храбрость. Но все, что пришлось ему сделать за это время, не было, в его , «Тулоном». И эта мысль неотступно преледует Болконского. Чувство горечи и сомнений вызывает у него и отношение высших командиров к подвигу Тушина. Геройские действия батареи Тушина, оказавшие большое влияние на весь ход сражения, были прото не замечены, а сам он подвергся несправедливым нападкам. Князю Андрею грустно и тяжело от этого. Все было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся.
Накануне Аустерлицкого сражения Болконский вновь мечтает о славе: «Что же мне делать, ежели я ниего не люблю, как только славу, любовь людскую». Слава и торжество над людьми для Болконского в этот момент неразделимы. Черты наполеоновского индиидуализма ясно выступают в стремлениях князя Анрея. Но, совершив подвиг, он переживает трагедию Аустерлица. Он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей. Весь ход сражения разрушил прежние представления Болконского о героях и подвигах. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, он переживает душевный кризис. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? — думает он. — И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Рассеялась вера Андрея в могущество и величие его кумира: «…так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…» Отказ от честолюбивых стремлений, от желания поставить себя над людьми — важный этап в духовной эволюции князя Андрея.
Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетенное состояние, переживает тяжелый душевный кризис. В беседе с Пьером в Богучарове он развивает перед другом теорию жизни, совершенно ему несвойственную. «Жить для себя… — вот вся моя мудрость теперь», — говорит он Пьеру. Друзья спорят о добре и зле, о смысле жизни. Пьер не верит Андрею. Он уверен, что у его друга — другое предназначение, что он может быть полезным людям.
Значительным моментом в пробуждении князя Андрея явилась его поездка в Отрадное и первая встреча с Наташей Ростовой. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», — решает князь Андрей. Причину этого вновь возникшего интереса к окружающему миру составляет сознание неразрывной связи между отдельной личностью и всеми остальными людьми, стремление Болконского к тому, чтобы его жизнь отражалась в жизни других людей, была необходимой для всех. Именно тогда возникает и его жажда активной деятельности, которая теперь понимается им иначе, чем в пору мечтаний о своем «Тулоне». Сейчас Болконский испытывает потребность в деле, которое может принести пользу. Поэтому его привлекает сфера государственных интересов. Князь Андрей едет в Петербург и поступает на службу в комиссию Сперанского. Этот видный государственный деятель вначале производит на него большое впечатление, но затем князь почувствовал в нем фальшь.
И рассеялась иллюзия Болконского о возможности его плодотворной деятельности в среде бюрократов. Он снова переживает разочарование.
Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея и наполнила его жизнь новым смыслом, Дальнейший путь этого главного героя — путь постепенного сближения его с народом. Во время Отечественно войны князь Андрей получает в командование полк. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении Болконского главную роль сыграли простые русские солдаты.
Тяжелое ранение, полученное на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Он подводит итог своему жизненному пути. Ему страстно хочется жить. Андрей Болконский приходит к мысли об огромной, всепрощающей любви к людям, которую он испытал бы, если бы остался жив. Перед смертью он прощает Наташу и говорит, что любит ее.
Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что, если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.
Большие человеческие стремления и поиск нравственных идеалов глубоко раскрываются и в жизненной истории Пьера Безухова. Он отличается от людей аристократического круга независимостью своих взглядов. После встречи у Анны Павловны Шерер Пьер обращается с просьбой к Андрею Болконскому посоветовать, как ему жить и что делать, и тот отвечает: «Выбери все, что хочешь. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь». Но именно с Курагиными обстоятельства соединяют Пьера, под их влияние он попадает надолго. И если заблуждения Андрея Болконского были связаны с жаждой славы, власти над людьми, то источником внутренних терзаний Пьера являются его увлеченность наслаждениями, власть над ним чувственных порывов.
Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми постоянно занят Пьер, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Пьер ищет духовного и нравственного обновления, надеется, что именно здесь он «найдет возрождение к новой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого. Так, например, под влиянием масонских идей Пьер решает освободить принадлежащих ему крестьян от крепостной зависимости. Отличающийся доверчивостью, Пьер не видит всей сложности жизненных отношений. Намереваясь совершить доброе дело, он легко дает себя обмануть. Выдуманные сообщения управляющих имениями о процветании деревень Пьер воспринимает как свидетельство коренного улучшения жизни крестьян.
Однако за торжественными высказываниями о равенстве и братстве людей Пьер разглядел довольно прозаические стремления видных представителей масонской ложи к обогащению. Он ощутил невозможность масонов оказать значительное влияние на общество. Разочарование Пьера в масонстве, в мистической философии и филантропической деятельности побуждают его понять то, что он находится в замкнутом круге вызывающих его внутреннее сопротивление жизненных связей и общественных отношений.
Если и раньше Безухов ощущал изъяны окружающего мира, то после разочарования в масонстве он ясно видит, какой большой силой обладает зло, столь распространенное в жизни. Это вызывает у него, как и у Болконского, желание уйти от общественных проблем в область личных интересов, тех чувств, которые пробудила в нем Наташа Ростова.
Крутой перелом во взглядах Пьера, как и у многих других героев романа, происходит во время Отечественной войны 1812 года, события которой позволяют Безухову выйти из духовного кризиса. Дальнейший путь Пьера, как и Андрея, — это путь сближения с народом. Патриотические чувства приводят его на Бородинское поле, где солдаты называют его «наш барин». Настоящее сближение с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с Платоном Каратаевым. Раньше Пьер, углубленный в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью. Теперь он присматривается к людям, критически начинает анализировать окружающую жизнь.
В эпилоге Толстой показывает Пьера одним из деятелей тайного политического общества, Пьер резко критикует власть: «В судах воровство, в армии пала; шагистика, поселения мучат народ; просвещение губят». Цель жизни для Пьера теперь ясна: бороться против общественного зла.
Главное, что объединяет любимых героев Толстого, это нежелание мириться с несправедливостями жизни. Они люди думающие и ищущие. Они оба не раз заблуждались и пережили немало жизненных разочарований, но эти герои интересны для автоа и для читателей тем, что они стремятся к поискам подлинных жизненных ценностей.
https://seo-site.top seo продвижение цена хабаровск сео продвижение в хабаровске. Микродозинг красныи мухомор: красный мухомор микродозинг купить muhomorking.ru.