Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской литературы. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности. Человек в этой атмосфере задыхается от сознания собственного бессилия. Автор проникает в самые скрытые уголки человеческого сознании, раскрывает глубины психики.
Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Достоевский сразу же сообщает нам о социальном положении Раскольникова. Он студент, живет в «узенькой каморке», напоминающей гроб, средств к существованию у него нет, поэтому он берет деньги под залог. Он буквально подавлен нищетой. Даже сам он позже назовет себя «удрученным бедностью».
Что же собой представляет внутренний мир Раскольникова? Он угрюм, мрачен, надменен, необщителен. Он мнителен и до крайности самолюбив. Он до невозможности замкнут в себе. Он ипохондрик. В этом психологическом портрете главенствуют те черты, которые порождены общественным положением студента: самолюбие, мрачность, мнительность.
Раскольников живет в очень маленьком мире, замкнутом, с одной стороны, пределами его комнаты, а с другой — пределами сознания. В этом мире и рождается знаменитая «теория Раскольникова». Она зиждется на понятии «необыкновенная личность». Нужно сразу сказать, что герой сам себя причисляет к этому типу людей. Недаром он проводит параллели между собой и Наполеоном, забывая, что Наполеон шел к вершине славы по трупам. Раскольников считает, что личность по масштабам подобная Наполеону может вершить судьбы людские: карать виновных и помогать бедным. Раскольников, как ни парадоксально находит эту теорию вполне гуманной и хочет проверить ее, убив старуху-процентщицу.
Но идея Раскольникова ложна в своей основе, поскольку поощряет уничтожение человека. Достоевский в ходе романа развенчивает эту теорию. Еще до убийства §шГШмент, когда Раскольников начал сомневаться в справедливости своих умозаключений. Ему снится сон про тощую лошадь, которую до смерти избивают мужики, а маленький Родя может только плакать и целовать несчастное засеченное животное. Сон этот многозначен. В числе прочих его истолкований немаловажно отмстить и то, что сон этот направлен против убийства, бессмысленной жестокости. Также здесь раскрывается внутреннее отношение самого Раскольникова к преступлению. Как видим, автор еще до совершения преступления покапывает обреченность кровавой идеи.
К сожалению, затем Раскольников невольно подслушивает разговор студента и офицера. В этой беседе легко и непринужденно рассуждается о том, что смерть старухи процентщицы благо для ее должников. Так не лучше ли, чтобы умер одни ничтожный человек, зато счастливы остались десятки других людей? Эти рассуждения звучат в унисон мыслям самого Раскольникова. Оп решается па убийство, веря, что его ведут благие побуждения. Письмо матери о тяжелом материальном положении семьи стало той последней песчипкои, которая перевесила чашу весов в сторону убийства.
Подготовку к преступлению и саму кровавую расправу Достоевский описывает с точнейшими натуралистическими подробностями. Читатель поэтому острее чувствует ужас происходящего. С Раскольниковым происходит непредвиденное: ему приходится убить Лизавету, безобидную сестру старухи. Это — уже начало наказания. Решив убить процентщицу во имя несчастных и безвинных, он тут же убивает Лизавету, то есть несчастное и безвинное существо. С этого момента начинает рушиться теория Раскольникова. Одно убийство влечет за собой другое, а следом — целую цепь преступлений, хотя и не столь тяжких. В этом Раскольников действительно сродни Наполеону.
Позже, когда первый страх и безумие проходят, появляется осмысление содеянного. Это начало пытки для Раскольникова. Это полный перелом в сознании. Раскольников преступил не только закон человеческий, но и закон самой жизни. Этим он исключил себя из общества. В этом — главный источник его отчуждения. Особенно невыносимой жизнь Раскольникова делает мысль, что он навсегда отгородил себя от самых близких ему людей. А ведь и во имя них тоже он совершал преступление. Он чувствует полноту жизни и неподдельную радость только, когда ему удается установить утраченную связь с людьми. Так случилось, например, когда он помогал семье Мармеладова после его гибели. У Раскольникова появляются вера и надежда. Но это лишь мгновение. Тем тяжелее ему ощущать возвращение к своему повседневному состоянию. Тем острее его страдание. Тем яснее он понимает, что его теория в применении к жизненным обстоятельствам и психологии человека — пустой звук.
Преступление ведет не только к отчуждению, но и к распаду личности. Раскольников наконец признается и себе, и Соне, что не ради денег убил он старуху, а ради подтверждения своей теории на опыте. Он хотел сделаться Наполеоном. Только много позже после совершения преступления Раскольников вдруг ясно понимает: «Я себя убил, а не старушонку!» Соня, его путеводная звезда, также это понимает. Она говорит о преступлении:»… что вы это над собой сделали!» Над собой, а не над старухой! Мысль, высказанная двумя людьми, наконец-то предстает перед героем с отчетливой ясностью: он убил себя. Хотел проверить, человек ли он или «тварь дрожащая». Согласно его теории, совершив преступление, он должен был доказать себе, что он человек. Но вышло как раз наоборот — он оказался именно «тварью дрожащей». Муки совести почти уничтожили его. Эти муки усугубляет и Порфирий Петрович. Он буквально преследует Раскольникова, пытаясь психологически вычислить убийцу. Он догадывается, но не знает наверняка, поэтому хочет, чтобы Рас-колышков сам пришел с повинной. Перед Порфирием Раскольников раскрывает свою теорию. Ему приходится в разговоре защищать ее. В этот момент Раскольников начинает понимать несостоятельность своих умозаключений.
Страдания Раскольникова невыносимы. Он одинок, отвержен, он наедине со своей совестью, которая гложет его дни и ночи. Еще одним источником страданий для Раскольникова является Соня. Она пала, как и он, но она чиста. В ней есть вера, в нем — нет. У Раскольникова возникает пока еще смутная мысль искупить свою вину. Ему нужно преодолеть свой внутренний раскол (вот откуда фамилия героя).
Раскольников находит прощение и искупление в сознании своей вины, желании искупить ее, и в любви. Его теория терпит полный крах. Достоевский приводит своего героя к необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, добро, милосердие.