1. Понятие счастья.
2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
3. Типы счастья.
4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.
Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.
В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.
Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.
Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.
Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор. описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.
Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.
Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам.
Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин
— вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.
Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».
Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:
…А у Григория Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.
В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:
… в сердце мальчика
С любовью к бедной матери,
Любовь ко всей вахлачине
Слилась…
Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:
.,. и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:
Иди к униженным,
Иди к обиженным
— Будь первый там!
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается…
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».