Вы находитесь: Главная страница> Фонвизин Денис> Каким я увидел Софью в комедии Недоросль

Сочинение на тему «Каким я увидел Софью в комедии Недоросль»

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» является классицистическим произведением. Поэтому в ее финале ав­тор подводит читателя и зрителя к нравоучительному выводу. При этом все герои получают по заслугам, в соответствии с представлениями автора о справедливости. Положительные герои вознаграждаются за свои достоинства. А отрицательные персонажи наказываются за свои пороки. Из перечисленных в поставленном вопросе персонажей единственным положительным можно назвать Софью. Во вто­ром явлении пятого действия происходит разоблачение интри­ги, подстроенной госпожой Простаковой, которая попыталась насильно выдать Софью замуж за своего сына Митрофана. Однако Милону удается воспрепятствовать затеянному Про­стаковой злодейству, он освобождает Софью, и она называет его своим избавителем.

Когда же Простакова узнаёт, что ей за ее преступления гро­зит суровый суд, она обращается к Софье с просьбой о проще­нии. Софья проявляет благородство души и не требует кары для своей недавней притеснительницы. Своему дяде Староду­му она говорит: «Дядюшка! Я мое оскорбление забываю». Ве­роятно, под влиянием добросердечной племянницы и Старо­дум прощает Простакову. Итак, положительные герои не желают, как говорит Старо­дум, «ничьей погибели». Они воспрепятствовали несправедли­вости и в том видят свое удовлетворение. Мстить обидчикам Софьи ни дядя, ни племянница не хотят. А как ведут себя сами разоблаченные обидчики? В их сло­вах и поступках всецело проявляются низость души и неразви­тость сознания.

Госпожа Простакова из самовластной крепостницы, творя­щей расправу над всеми домашними, превращается в кроткую овечку. Она падает на колени перед Стародумом, Правдиным и Софьей и молит их о прощении. Но мы понимаем, что ника­кого раскаяния на самом деле она не испытывает. Ею движет страх за свою шкуру, за собственное благополучие. Ее поведе­ние насквозь лицемерно. Как только прощение ей обещано, она сразу становится прежней и грозится расправиться со сво­ими людьми за то, что они не удержали Софью и позволили Милону освободить девушку. Как говорит о Простаковой Ми­лон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны».

И все же у читателя и зрителя драматург вызывает долю сочув­ствия к этой женщине. И происходит это потому, что ее люби­мый сын, ради которого она и шла на преступление, растапты­вает ее материнские чувства. Когда она обнимает Митрофана со словами: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — сын грубо отвечает ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И потрясенная сыновней неблагодарностью Простакова падает в обморок. Нравственный урок финала и всей комедии выражен в за­ключительной реплике Стародума, который, указав на Проста­кову, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!»