Произведения Достоевского одни из самых известных, но в то же время одни из самых сложных в русской литературе. Психологизм и глубокое проникновение в духовный мир людей — их основная отличительная особенность. Таков и роман Достоевского «Идиот».
В основу этого романа положена попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия.
Главным героем романа я вляется князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Он не зависит от светских условностей, он чист и проницателен, он открыт миру и людям. Наивность князя и его открытость миру притягивают к нему людей, подчас совершенно различных. Это и семейство Епанчиных, и Иволгин, и Птицын и даже меланхоличный неврастеник Ипполит. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают людей, но также и поражают, так как резко контрастируют с общественными установлениями. Мало того, подобное поведение героя приводит к разрушению условностей, сословных перегородок. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который оказывается слишком далек от идеала.
Князь Мышкин задуман как человек, «положительно прекрасная личность», предельно приблизившаяся к идеалу Христа. Достоевский решил показать, как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди.
Однако Достоевскому было важно, чтобы его герой не получился евангельской схемой. Поэтому писатель наделил его некоторыми автобиографическими чертами, а кроме того, ввел в ткань повествования его своего рода «двойника-оппонента» Парфена Рогожина.
Если князь является олицетворением светлого, божественного начала в человеке, то Рогожин — воплощение всего темного, страстного, своевольного.
Рогожин умен, у него есть свой кодекс чести (в отличие от многих персонажей, выведенных в романе Достоевским). Он понимает князя и тянется к нему, так как и на него падает свет, исходящий от Мышкина. Но, по его собственному признанию, он, когда князь рядом, любит его, а когда того нет — ненавидит. Его сильная натура раздираема страстями: любовью, ревностью, желанием обладать, стремлением властвовать. И в этих страстях он всегда идет до самого крайнего предела, до конца. Ему претит любая середина, для подобных ему натур середина — это обывательщина, пошлость, удел серых и никчемных людей. Основа характера Рогожина—своеволие. Гордыня в нем доведена до крайности, до своей высшей точки.
По существу, взаимоотношения князя и Рогожина — это представленная в лицах борьба двух начал, двух сил в душе человека: обращенного к Богу и обращенного к миру. Парфен Рогожин, по существу, не верующий человек. Он верит лишь в себя, в живущее в нем стремление «по своей глупой воле пожить». Такие люди, по мысли Достоевского, считают, что если «нет жизни вечной — то все позволено».
Кроме того, Достоевский в лице Мышкина и Рогожина противопоставляет два типа любви: любовь-страсть и любовь-сострадание. Но в нашем мире, мире земном эти два начала, эти две любви слиты воедино, они не могут существовать друг без друга. Именно поэтому столь сильно ощущается внутренняя, органичная связь между Рогожиным и князем, именно поэтому сам Мышкин мечется между двумя женщинами, никак не решаясь поставить окончательную точку во взаимоотношениях с Аглаей и Настасьей Филипповной.
Итак, во взаимоотношениях князя Мышкина и Парфена Рогожина нашли, прежде всего, отражение философские взгляды писателя. Это, прежде всего, представления о двойственной природе человеческой души, сочетающей в себе темные и светлые стороны — с одной стороны, тягу к Богу и свету, а с другой — склонность к своеволию, агрессии, безудержной страсти и саморазрушению. И тем не менее позитивным выводом для Достоевского остается идея христианской гуманности, которая, хотя и неосуществима, заслуживает того, чтобы человек к ней стремился, так как каждое, пусть даже самое падшее существо, есть образ Божий.