Вы находитесь: Главная страница> Фонвизин Денис> Комедия «Недоросль» (1781)

Сочинение на тему «Комедия «Недоросль» (1781)»

«Фонвизин взял героев прямо из хозяйского омута, в чем застал,
без всяких культурных покрытий, да так и поставил на сцену со всей
неурядицей их отношений, со всем содомом (беспорядком) их не-
прибранных инстинктов и интересов».
(В. О. Ключевский)
Главная тема комедии — произвол помещиков, поддерживаемый
властью на высшем уровне, и бесправие крепостных.
Вторая тема- это тема воспитания, в которой высмеиваются невежество
и необразованность детей дворян, называемых «недорослями».
Драматургический конфликт — борьба прогрессивно настроенных
дворян (Правдина и Стародума) с крепостниками (Простаковыми
и Скотининым).
«Недоросль» — комедия классицистическая. В ней соблюдается
единство места (поместье Простаковых); времени (одни сутки); действия
(борьба трех претендентов за право быть мужем Софьи). Все
действующие лица разделены на положительных и отрицательных.
Отрицательные персонажи: Простакова, Простаков, Скотинин,
Митрофанушка, Вральман.
Положительные персонажи: Софья, Милон, Правдин, Стародум.
Персонажи: Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цифиркин нужны
для большего изобличения системы крепостного права.
Главный итог классицистической комедии — порок наказан, добродетель
торжествует.
Содержание комедии. Госпожа Простакова — главная героиня
пьесы, она любящая и заботливая мать и мечтает пристроить в жизни
своего недоросля Митрофанушку как можно лучше. А как? Выгодно
женить. Софья живет в доме Простаковых на правах бедной
родственницы и терпит от Простаковой грубость и пренебрежение.
Помещица хочет выдать замуж Софью за своего брата Скотинина,
страдающего от любви… к свиньям. Но тут она узнает, что Софья —
богатая наследница, и ее планы резко меняются. Она теперь хочет
женить на ней своего сына Митрофанушку. У Софьи есть жених
Милон. Но госпожу Простакову это не смущает. Она строит планы
похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофа-
ном. Ее планы проваливаются, любящие соединяются, а госпожа
Простакова берется под опеку.
Она полностью теряет власть, а для нее это равносильно смерти.
Осталась одна только радость — ее сын, она думает найти у него утешение,
но слышит в ответ: Да отвяжитесь, матушка, как навязалась.
После этих слов она падает в обморок и, очнувшись, с отчаянием
говорит: Погиблая совсем! Отнятауменя власть! От стыда никуда
глаз показать нельзя! Нет у меня сына! И звучит знаменитая
реплика Стародума: Вот злонравия достойные плоды!
Тема воспитания. Всех дворянских детей, достигших 15 лет,
называли «новиками», а младших — «недорослями». Но закон 1736 г.
продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы дворянский
сын мог получить приличное образование.
Митрофан мог стать и таким, как Правдин, и таким, как Скотинин.
К моменту начала пьесы он — вылитый дядя, Скотинин.
Митрофан ленив, злобен, хитер. В комедии он делает два дела:
размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его
зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои
обычные чувства. «Забавны его размышления, а поступки —
нисколько, — писал В. О. Ключевский. Митрофан не так уж и смешон
в своем дремучем и торжествующем невежестве и нравственной невоспитанности
».
Но не один он в этом виноват. Его так воспитали.
А можно было по-другому. В пьесе две воспитательные системы:
Простаковой и Стародума, который учит племянницу правилам
семейной жизни (4 действие, 2 явление). Они мудры, глубоки и серьезны.
Воспитанная так девушка не будет госпожой Простаковой,
и ее дети, естественно, не вырастут Митрофанушками.
Сатира в комедии. Тема произвола помещиков раскрыта в 2 аспектах:
1. Отрицательные герои саморазоблачаются. Фонвизин придумал
фарсовые и комичные ситуации, в которых Простакова, Скотинин
и Митрофанушка показаны в очень неприглядном свете (достаточно
вспомнить сцены разборок Простаковой и Скотинина, сцены «учености
» Митрофанушки и др.). Отрицательные герои жестоки,
невежественны и необразованны.
Простакова в начале комедии — грозная и властная хозяйка, не
признающая никакой власти, кроме собственной, в конце комедии —
жалкое, всеми покинутое существо.
Тарас Скотинин вообще потерял человеческий облик. Его образ
доведен Фонвизиным до гротеска: свиньи заменили герою все. По
его разумению, и род Скотининых «старее Адамова», создан Творцом
вместе со скотами.
Фарсовые и комические ситуации в комедии были поняты современниками
как проявление трагического. «В «Недоросле» он уже не
шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады …»,-
писал о комедии Фонвизина П. А. Вяземский.
2. Положительные герои по контрасту с отрицательными высказывают
свои взгляды на воспитание и образование, что еще резче
высвечивает пороки Простаковых и Скотинина.
Стародум указывает на главную причину появления господ Простаковых
и Скотининых — это государство. Благодаря указам императрицы,
охранявшим права дворянства, в стране процветали и будут
процветать такие «вывихнутые», «немые», «горбатые» души», в которых,
по словам Стародума, «благородство, можно сказать, погребено
с их предками». В этом пафос обличительной комедии.
Афоризмывкомедш. Умейрашичить, умей остановиться с теми, вторых
дружба к тебе была б надежной порукой за твой разум и сердце.
Люди не одной знатности завидуют, и добродетель также своих
завистников имеет.
Совесть всегда как друг, оберегает прежде, нежели как судья
наказывает.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Последуй природе, никогда не будешь беден.
Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван —
все болван.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит,
разве сам заразится.
Между отрицательными и положительными персонажами разница
велика. Скотинины и Простаковы так мерзки, так отвратительны,
что устрашили не одного лентяя стать в перспективе похожим на
Митрофана. И в этом смысле комедия Фонвизина для современников
была поучительна и назидательна — редкий случай в литературе ХУШ в.