Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Комическое и трагическое в романе И.А. Гончарова «Обломов» 3

Сочинение на тему «Комическое и трагическое в романе И.А. Гончарова «Обломов» 3»

Роман «Обломов» по праву считается главным произведением Ивана Александровича Гончарова. «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, стиль, добиваясь поразительной точности во всем. Интересна временная протяженность различных частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет, а с предысторией охватывает 32 года. Первая глава описывает всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с Обломовым, главным героем романа.
Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» наиболее полно и ярко. Мастерство писателя-реалиста проявилось и в композиции романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета, сопровождается тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Роман «Обломов» Гончарова можно считать романом-трагикомедией. Хотя основной пафос произведения трагический, в романе немало и комических сцен.
В центре романа — трагедия Обломова. Илья Ильич, потомственный дворянин, молодой человек 32—33 лет. Автор так описывает своего героя: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Гончаров показывает во всех подробностях быт Обломова, при этом давая понять, что это человек нравственно погибающий. «По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Но почему же человек морально чистый, честный, добрый, сердечный нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина: гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от тяжкой работы других, развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. И мы видим, как молодой человек, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.
Трагичен и образ Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного, духовно богатого человека, автор описывает Штольца как некую машину: «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Сам худощав; щек у него почти вовсе нет, только кость да мускул, цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца». Трагедия Штольца — это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает — он лишен эмоций. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. А в Штольце чувствуется какая-то однобокость, неестественность.
Истоки трагедий обоих героев можно искать в их воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — хранители традиций старины. Так проводили время отец, дед, прадед Обломова; и из поколения в поколение передавалась обломов- екая утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор сумел понять и показать отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность 06- ломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.
Причиной некоторой ущербности Штольца является также воспитание, на этот раз абсолютно «правильное», рациональное, бюргерское. Его трагедия в том, что он живет строго по плану, что его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей. Она как точный график времени отправления поездов, а сам он — «поезд», четко идущий по расписанию. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Еще А. П. Чехов отмечал, что Штольц «не внушает никакого доверия», что «наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
Трагична и судьба Захара: после смерти хозяина Захару некуда было идти и он стал нищим. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичом, смерть которого изменила судьбу, всю жизнь Захара. Вот как описывает Захара автор: «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку».
Но при всей трагичности образа Захара комические сцены романа связаны именно с ним: комичны взаимоотношения Захара и Ильи Ильича.
И в этом особая привлекательность романа И. А. Гончарова: комические и трагические сцены переплетаются в нем, и иногда невозможно отделить одно от другого.