Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Концепция любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сочинение на тему «Концепция любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»»

Любовь — это привязанность, сердечное влечение какого-либо человека к другому. В какой-то момент своей жизни любовь у каждого человека становится главной вещью, единственным стремлением, затмевающим все вокруг. То же произошло и с героями романа Гончарова «Обломов», но они испытывают далеко не одинаковые чувства к своим избранникам. Ольга любит Штольца не так, как Обломова, а Обломов Ольгу — не так, как Агафью Пшеницыну. Все они разные люди со своими принципами и целями в жизни. Каждый стремится к своему идеалу, ищет его, находит, теряет и вновь ищет. Давайте же посмотрим, какие разновидности любви изобразил в своем романе Гончаров.
Центральным моментом в произведении является любовь Ольги и Обломова. У нее очень интересная завязка. На вечере Ольгу после рассказа Штольца об Обломове одерживает идея растормошить, возродить к жизни этого ленивого человека. Обломов становится для нее развлечением, целью. Ее незабываемый голос, исполнивший Casta Diva, сделал свое дело: в душе Обломова дрогнула какая- то струна. Но этого Ольге показалось мало. Она пригласила его к себе в деревню, окружила вниманием. Конечно же, такой мягкий человек, как Обломов, не смог устоять перед молодой, красивой, обворожительной женщиной. В ее руках он растаял, как воск. Он понял, что еще никогда не встречал такого необыкновенного человека, такой замечательной женщины. Обломов нашел в ней источник женственности и доброты. Его самолюбию польстило, что такая женщина, как Ольга, обратила на него внимание. Но любовь его поистине чистая. Он мог бы поклясться Ольге в верности на всю жизнь, что, наверное, так и было бы, он бы всю жизнь смотрел на нее восхищенным взглядом и мог бы наслаждаться ее голосом. И вроде бы и Ольге это нужно: ей нравится его общество, она не может прожить без него и одного дня. Но, как она вскоре понимает, она видит в Обломове то, что хочет, а не то, что есть в действительности. Нет, Ольга его любила, но любила как свое создание, ей льстило, что она смогла его «воскресить», сделать «живым» человеком. Но, как и всякое создание, оно всего лишь создание, и оно не может само ничего сделать. А Ольга захотела от него решительных действий, свойственных ее натуре, она заговорила о делах, о работе, а Обломов ожидал от нее томных взглядов, романтики и, может быть, не так, как все остальные мужчины, но утверждения своего мужского превосходства. Они просто друг друга не поняли. От дальнейшего возрождения Обломова Ольга отказалась ради своей жизни. Конечно, судить ее за это нельзя, но в каком-то смысле она поступила подло. Она духовно уничтожила его. Да, он сам отказался от нее, но только из-за того, что условия быть с ней были для него неприемлемыми. Можно сказать, что Ольга, как капризный ребенок, поиграла в игрушку, в потом, когда она ей надоела, выбросила с оторванной головой только потому, что та не могла сказать «мама».
После расставания с Обломовым Ольга влюбляется в Штольца. Они уже не находятся на разных полюсах, как Обломов и Ольга. Они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к знаниям. Штольц нашел в Ольге то, что никогда не видел в женщине: способность думать, как он, быть наравне с ним. Для Ольги же Штольц — учитель, друг, наставник, с которым ей всегда было хорошо. Им интересно друг с другом. Они не сидят в тихом укромном уголке, не держатся за руки и не вздыхают томно, глядя друг другу в глаза. Ольга и Штольц вместе обсуждают проблемы, читают книги, думают о различных проблемах. К тому же этот интернациональный брак (который Гончаров считал идеальным) соединял в себе русскую открытую, чистую, добрую душу с немецкой расчетливостью и холодным рассудком. Не удивительно и то, что они живут в Крыму. Там прекрасный климат, гармония природы. Кажется, вот их счастье. Но мы видим, как после нескольких лет совместной жизни Ольга уже начинает скучать в обществе мужа. Она не понимает себя, она хочет опять чего-то нового. Жизнь со Штольцем начинает ее стеснять. Возможно, это происходит оттого, что Штольц настолько привязался к Ольге, что стал бояться ее потерять. Эта мысль не дает ему покоя и не позволяет жить так же спокойно и счастливо, как раньше. Ольга же стремится к чему-то невероятному и никому не известному. Думаю, нужно сказать о значении ее имени. Ольга (сканд.) — святая. Она мчится в другой мир, ввысь, в неведомые просторы, и за ней не успеть ни Штольцу, ни тем более Обломову.
Между тем и Обломова судьба привела к супружеской жизни. Его жена Агафья питала к нему самые добрые чувства. Чтобы барин мог вкусно покушать, она продавала свои вещи, а Обломов об этом даже не догадывался. Агафья не требовала от него решения каких-либо проблем, и Обломов жил с ней спокойно и безмятежно. Они не читали вместе книг (вряд ли они вообще их Читали), не обсуждали совместных дел. Их жизнь можно сравнить с болотом, в котором жизнь вроде бы и есть, а где она?
Агафья (греч.) — добрая. Подтверждение этому можно найти в романе. Агафья угадывала все желания Ильи Ильича. Правда, и Обломов добр, учит ее детей грамоте. Их эта жизнь устраивала, и они не желали другой, тогда как такое болото для Ольги и Штольца было бы хуже любой смерти.
Ни дом Штольца, ни дом Обломова нельзя было назвать уютным. Но это были разные дома. Ни у того, ни у другого не стояла шикарная мягкая мебель, зеркала и какие-то роскошные безделушки. Но если у Штольца в доме были «ветхие картины, статуи с отломанными руками и ногами, иногда плохие, но дорогие по воспоминанию гравюры, мелочи», то в доме Обломова не было ничего, о чем можно было бы сказать. Не сравнить и Крым с его прекрасным морем и Выборгскую сторону, до которой и новости-то с трудом доходят.
В романе Гончарова есть еще одна супружеская пара. Это типичная семья простых людей: слуга Обломова Захар и его жена Анисья. В этом случае мы сталкиваемся с мудростью женщины и со странным свойством мужчин ни в каком случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее их и правее. На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как она ему указывала. Захар не переносил, когда жена умудрялась поймать выроненную им тарелку. А Анисья, поставив тарелку на стол, под залпы упреков выходила с усмешкой из комнаты. Самое интересное то, что она к этому относилась как к должному и чувствовала себя вполне счастливой.
Разобрав все эти семьи, можно только сказать, что каждому в жизни нужно найти своего человека. Со стороны, конечно, можно говорить, чей брак лучше, чей хуже, но заставить человека жить по какому-либо принципу невозможно.