Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

Сочинение на тему «Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»»

ЧАСТЬ I
Пролог предваряет те события, которые бу-
аналитическое дут происходить в поэме. Семеро крестьян
чтение из нескольких деревень — Заплатово, Дырявино,
Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово,
Неурожайко — собрались и заспорили: «Кому живется весело, вольготно
на Руси?». Этот вопрос, скрывающий в себе социальную программу,
Некрасов отдает на рассмотрение крестьянам, которые на
Руси считались неграмотным и невежественным классом. В этом
есть определенная смелость поэта, доверившего поиски справедливости,
а в народном понимании — счастья, мужикам. В поэме
имеются сказочные условности (скатерть-самобранка, вещая птичка).
Мужики, забыв про свои дела, отправляются в путь.
Глава I. Поп
В пути мужикам встречаются странники:
Свой брат крестьянин-лапотник,
Мастеровые, нищие,
Солдаты, ямщики.
Но они не задают им вопросов о счастье:
Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,
-Какое счастье тут?
Вечером мужики повстречали попа. Из его жалоб на жизнь крестьяне,
а вместе с ними и читатели узнают о жизни попа после того, как
«разорились помещики», то есть после отмены крепостного права.
У попа свой идеал счастья — это «покой, богатство, честь». Но этого нет
в настоящей жизни, так как с обнищанием жизни помещиков и крестьян
богатой жизни попа пришел конец.
Глава П. Сельская ярмарка
Мужики отправляются на ярмарку в село Кузьминское. Ярмарочная
картина довольно пестрая, какая и должна быть на Руси. Кто-то
покупает, а кто-то, пропив все деньги, жалуется, что не может купить
подарки близким. Русский народ гуляет широко, с размахом.
Автор, наблюдая затем, как покупают картины генералов, с надеждой
восклицает:
Эх! Эх! Придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Странники отправляются дальше.
Глава III. Пьяная ночь
После ярмарки все возвращаются домой пьяные:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Павлуша Веретенников, с которым мужики встретились на ярмарке,
говорит об ужасной черте русского народа- пьянстве, аЯким
Нагой говорит о том, что горе приходится заливать вином. Яким
Нагой — интересный персонаж, выявляющий в простом человеке способность
к размышлениям, приводящим порой к социальным обобщениям:
«Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три
дольника: поп, царь и господин». Но в то же время он — типичный
пахарь-труженик.
Глава IV. Счастливые
Образ Ермила Гирина приобретает особое звучание. Центральной
оказывается сцена с купцом Алтынниковым из-за покупки мельницы.
Для того чтобы одолеть купца, Гирину срочно нужна была тысяча
рублей. В базарный день выйдя на торговую площадь, Ермила
обращается к народу с просьбой ссудить эту сумму. Крестьянство
раскошелилось, несут Ермилу денежки, «дают, кто чем богат».
История Гирина соотнесена с поисками счастливого человека.
Странники выслушивают ее, но встреча с самим Гириным не состоялась,
так как он сидел в остроге. Гирин — своего рода защитник
крестьянских интересов, и о нем в народе идет добрая слава.
Глава V. Помещик
Помещик Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни. Идет
сравнение с жизнью прошлой, когда «дышала грудь помещичья свободно
и легко»:
Кого хочу — помилую,
Кого хочу-казню.
Закон-мое желание!
Кулак-моя полиция!
Но теперь все по-другому, крестьяне уже не те, больше воруют,
чем работают. К нему внезапно приходит осознание своей никчемной
жизни:
…Чему учился я?
Что видел я вокруг?
Коптил я небо Божие,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить.
И вдруг… Владыко праведный!
Помещик зарыдал.

ЧАСТЬ II ПОСЛЕДЫШ
История помещика, князя Утятина. Он не верит, что крестьянская
реформа навсегда лишила его привилегий. Сыновья князя просят
крестьян сохранить хотя бы внешние формы старых крепостнических
отношений: «Помалкивайте, кланяйтесь, да не перечьте хворому, мы
вас вознаградим». Крестьяне охотно соглашаются: «шутили мы,
дурачились… » Концовка наглядно выявляет слабость и неразвитость
крестьянского самосознания.

ЧАСТЬ III. КРЕСТЬЯНКА
Состоит из пролога и восьми глав. Повествование ведется от лица
Матрены Тимофеевны, которая рассказывает семерым странникам
о своей жизни. В свою очередь исповедь Матрены Тимофеевны включает
в себя историю Савелия, богатыря святорусского, рассказанную
им самим. Жизненный путь Матрены Тимофеевны отражает судьбу.
Речь идет об антагонизме крестьян и помещиков, о силе и слабости
народного протеста. Эта часть содержит экскурс в прошлое — в эпоху
крепостного права, тогда как время действия поэмы — 1860-е гг. Читая
главы о судьбе Матрены, трудно поверить в звериные законы,
которые уродовали жизнь женщины. Первый ребенок, оставленный
ею на деда Савелия, был съеден свиньями. Горе матери не является
для полиции гарантом ее невиновности, ее обвиняют в сговоре
с бывшим каторжником. На ее глазах лекарь производит вскрытие
умершего ребенка. Матрена не забывает своего первенца, проводя
почти все время на могиле сына. Савелий, переживая свою вину,
уходит в леса, а потом на покаяние в «Песочный монастырь».
Каждый год у Матрены рождается ребенок, вскоре умирают ее родители.
Свекровь и свекор сживают ее со свету, мужа вне очереди
забрали в рекруты. Она работает за всех. Наконец, крестьянка
решает просить защиты у губернаторши. Ожидая губернаторшу,
Матрена при виде ее теряет сознание, а придя в себя, узнает, что
родила сына. Губернаторша делает все возможное для просительницы.
Мужа возвращают домой. Матрена говорит странникам:
Не дело между бабами
Счастливую искать!..
Одна старушка дала очень точную оценку женской доли:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

IV ЧАСТЬ. ПИР НА ВЕСЬ МИР
Состоит из вступления и пяти глав. Сюжетно четвертая часть
продолжает вторую часть: умер князь Утятин, и крестьяне устроили
пир на весь мир, обсуждая вопрос о лугах, обещанных сыновьями
князя («В день смерти князя старого //Крестьяне не предвидели, //
Что не луга наемные, //А тяжбу наживут»). Странники присутствуют
как гости: они слушают песни, рассказы о Якове, о Кудеяре, о старосте
Глебе. Но вот великий пир кончился. «Уснув, остались под ивой
наши странники». А автор тем временем рассказывает о Грише Доб-
росклонове. Гриша Добросклонов поет песни, в которых отражаются
думы о народе самого Некрасова.
РУСЬ
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживаются.
Жертва неправдою
Не вызывается.
Русь не шелохнется,
Русь-как убитая!
Не загорелась в ней
Искра сокрытая, —
Встали-небужены,
Вышли-непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать поднимается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!
Последняя часть завершается словами, выражающими идейный
пафос всего произведения: «Быть бы нашим странникам под родною
крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею».
Этими строчками автор дает ответ на вопрос, поставленный
в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси — это интеллигент-
демократ Гриша Добросклонов. Образ Гриши Добросклонова являет
собой образ демократа-революционера, способного бороться за счастье
народное.
Поэма не была закончена, но и замысел, и воплощение были
вызваны к жизни чувством настоящей любви Некрасова к народу.
Ф. М. Достоевский писал о Некрасове: «…Любовь к народу была
у Некрасова как бы исходом его собственной скорби по себе самом.
В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил
свое очищение перед самим собой. Народ был настоящею внутреннею
потребностью его не для одних стихов. В любви к нему он находил
свое оправдание. Чувствами своими к народу он возвышал дух свой.
…Он преклонялся перед правдою народною…» Достоевский
говорил о великой потребности поэта в любви народной, послужившей
ему источником его поэзии.