Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Краткое содержание Романа «Обломов» ( IV Часть)

Сочинение на тему «Краткое содержание Романа «Обломов» ( IV Часть)»

Прошел год после болезни. Домик на Выборгской стороне станет
последним пристанищем помещика Обломова, согласившегося добровольно
быть обворованным Мухояровым и Тарантьевым. Штольц
еще раз попытается «выручить» ленивца, но бесполезно. Верный
друг не оставил И. И. без помощи: он взял в аренду Обломовку с тем,
чтобы его не обворовывали. Но братец Агафьи Матвеевны все же
нашел лазейку: он составил заемное письмо на 10 тысяч рублей,
которое подписал выпивший Обломов, и деньги, приходящие из
Обломовки, почти все забирал, оставляя немного на пропитание.
Страницы, где описываются бесчинства Мухоярова и Тарантьева,
больно читать. Обломов в домике у Агафьи Матвеевны уже ни о чем
не мечтал, казалось, он примирился с тем, что есть. Агафья Матвеевна
стала его женой.
Развивались отношения между Ольгой и Штольцем. Постепенно
Ольга выздоравливала от любви к Обломову, но полюбила ли она
Штольца? Сам Андрей мучился этим вопросом перед тем, как сделать
Ольге предложение. Но она все же согласилась стать его женой.
Автор спрашивает: «Отчего же Ольга не трепещет <...> Взгляд ее
не зажмурился от блеска, не замерло сердце, не вспыхнуло воображение
».
А Обломов продолжал жить на Выборгской стороне. Прошло
полтора года после того, как приезжал к нему Штольц… «Илья Ильич
обрюзг, скука въелась в его глаза и выглядывает оттуда, как немочь
какая-нибудь». Мухояров и Тарантьев нагло грабили обломовского
помещика, и нищета поселилась в доме Пшеницыной. Агафья
Матвеевна спасала как могла своего любимого барина: она, чтобы
поддерживать прежний уровень жизни, закладывала свои ценные
вещи в ломбард. Но это удавалось только на первых порах. Обнищание
бросалось в глаза — это сразу увидел Штольц, приехавший к нему.
Он понял все, и сначала подозрение пало на Агафью Матвеевну, но
вскоре он докопался до настоящих воров. И они наконец-то оставили
Илью Ильича в покое.
Ольга и Штольц по-своему осуществили мечту Обломова о тихом
семейном счастье, жизни в гармонии. Жили в согласии, воспитывали
детей. Ольга «уверовала в Андрея не слепо, а с сознанием, и в
нем воплотился ее идеал мужского совершенства. Чем больше, тем
труднее было ему держаться на одной высоте, быть героем не ума
и сердца только, но и воображения. А она веровала в него так, что не
признавала между ним и собой другого посредника, другой инстанции,
кроме Бога». «Штольц был глубоко счастлив своей наполненной,
волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво,
деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее».
Обломов незримо присутствовал в их семье. И однажды в беседе
с Ольгой Штольц произнес драгоценные слова об Обломове, которого
нельзя не любить: «Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за
что ты еще любишь его? — Она кивнула в знак согласия головой.
— За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце]
Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь.
Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный,
потеряв силу жить, но не потерял честности и верности.
Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему
грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет
на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни,
зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда
Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто,
светло, честно. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей
мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем;
на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась
верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих
людей я знал с высокими качествами, но никогда не встретил я сердца
чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно
и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. <...> Совсем
забыл «голубиную нежность»».
Именно Штольцу отдал Гончаров эти сокровенные слова об 06-
ломове, этом «петербургском Емеле». В этих словах все: и безграничная
любовь, и дружба, и понимание великой святыни в человеке.
«Его сердце не подкупишь ничем… таких людей мало; они редки,
как перлы в толпе», — в устах Штольца, в чьей душе не было места
мечте, загадочному, таинственному, они звучат как высочайшая оценка
человеческому духу. Обломов, который всю жизнь прожил между
реальностью и сказкой, для Ольги и Штольца являлся ангелом-хранителем.
Он пожертвовал своей любовью для того, чтобы они были
счастливы.
В этой главе счастливая, удобная жизнь четы Штольцев проходит
параллельно с жизнью Обломова в домике на Выборгской стороне.
С тех пор как Обломовка была вырвана из воровских рук Мухоярова,
жизнь вошла в свою спокойную колею. Агафья Матвеевна стала для
Обломова всем: женой, заботливой хозяйкой, матерью его сына Андрея,
названного в честь единственного друга Штольца. «Агафья
Матвеевна была в зените своей жизни; она жила и чувствовала, что
жила полно, как прежде никогда не жила… Она пополнела; грудь и плечи
сияли тем же довольством и полнотой, в глазах светились кротость
и только хозяйственная заботливость».
«А сам Обломов? Сам Обломов был полным и естественным отражением
и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины.
Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь
в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти,
нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии,
без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское,
широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди
крестьян, дворни. Он смотрел на настоящий свой быт, как на продолжение
того же обломовского существования, только с другим
колоритом местности и отчасти — времени. И здесь, как в Обломовке,
ему удалось дешево отделаться от жизни, выторговать и застраховать
себе невозмутимый покой.
Он торжествовал внутренне, что ушел от ее докучливых, мучительных
требований и гроз, из-под того горизонта, под которым блещут
молнии великих радостей и раздаются внезапные удары великих
скорбей, где играют ложные надежды и великолепные призраки
счастья, где гложет и снедает человека собственная мысль и убивает
страсть, где падает и торжествует ум, где сражается в непрестанной
битве человек и уходит с поля битвы истерзанный и все недовольный
и ненасытимый. Он, не испытав наслаждений, добываемых в
борьбе, мысленно отказался от них и чувствовал покой в душе только
в забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни».
Автор в образной форме угадал извечный конфликт человека
и мира, этот конфликт может разрешить только мудрец, спокойно взирающий
на мир с высоты древнего знания.
Жизнь, окружающая нас, — это плод многовековой деятельности
человека, она в силу объяснимых причин становится враждебной
тому, кто желает обрести покой за ее пределами. К идеалу жизни
стремился Обломов. Он достиг его? Да, достиг, но с небольшой
поправкой. Домик на Выборгской стороне попадает в зону счастья
Обломова. «Здесь в сознании Ильи Ильича реальность и сказка
сливаются, теряют свои границы. Вымышленное и действительное совпали,
настоящее и прошлое слились и перемешались. Грезится ему,
что он достиг той обетованной земли, где текут реки меда и молока,
где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре…
Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей,
жмется к няне, прислушивается к ее старческому, дребезжащему голосу:
«Милитриса Кирбитьевна!» — говорит она, указывая ему на образ
хозяйки. Милитриса Кирбитьевна, сказочная королевна из сказки — это
Агафья Матвеевна Пшеницына, мать его сына.
Любовь Агафьи Матвеевны, почти безмолвная, не умеющая
выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах,
любовь, как-то вечно присыпанная сдобной мукой, но когда надо,
то и жертвенная, целиком устремленная на свой объект, а не на саму
себя, -эта любовь незаметно преображает простую, заурядную женщину,
становится содержанием всей ее жизни» (ЮрийЛошиц).
«Сон и явь» мешаются в сознании Обломова, и Штольц делает
последнюю попытку вырвать его из одуряющего сна. Сцена объяснения
Штольца и Обломова подводит итог всей жизни. Глазами
Штольца читатель видит убогую жизнь в домике на Выборгской стороне.
Штольц не может прийти в себя от изумления, негодования,
злости, но он уже окончательно понимает — Обломова не спасти.
От чего не спасти? От самого себя? От самого себя спасти нельзя.
«Не забудь моего Андрея! — были последние слова Обломова,
сказанные угасшим голосом».
Умер Илья Ильич тихо и незаметно. «Как зорко ни сторожило
каждое мгновение его жизни любящее око жены, но вечный покой,
вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановили
машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли,
без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
Агафья Матвеевна свято хранила память о своем муже, отце своего
сына, о своем барине. Она так и не отвыкла думать о нем как о
барине, тем самым возвышая его над собой и своими детьми. И сына
Обломова она доверила воспитывать Штольцу.
Агафья Матвеевна — Милитриса Кирбитьевна, сама не сознавая,
сумела сделать жизнь Обломова похожей на сказку. И после его смерти
она осталась верной и преданной его служанкой. «Служить» в высоком
смысле этого слова может не каждый. Любить значит служить, не
завидуя, не раздражаясь, не гордясь, не возвышаясь. «Она проторила
тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела,
не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз
и истомилась совсем».
Удивительно, что и к своему сыну она сохранила такое же благоговейное
чувство, как и к Обломову. Она отказывалась от доходов,
положенных ей, и говорила: «Это его, а не мое — ему понадобится;
он барин, а я проживу и так».
Ольгу, Штольца, Агафью Матвеевну «связывала одна общая симпатия,
одна память о чистой как хрусталь, душе покойного».
В XI глав е-встреча Штольца с Захаром, который после смерти
Обломова пошел нищенствовать. Он был слугой одного барина, Обломова,
и нигде ему не нашлось места. Пропал Захар, пьянствует,
нищенствует.
И последний раз встречает читатель имя Обломова уже в самом
конце романа из разговора Штольца с литератором.
«-Погиб, пропал ни за что.
Штольц вздохнул и задумался.
— А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благодарен,
нежен и — пропал!
-Отчего же? Какая причина?
— Причина… Какая причина! Обломовщина! — сказал Штольц».
Обломов умирает, но проблема Обломова и сейчас никого не оставляет
равнодушным. Обломовская мечта о «целом» человеке, об
«утраченном рае», о внутренней гармонии задевает за живое, заставляет
обратиться к своему внутреннему человеку. Он умер, но так
и не узнал, прав он был или не прав, отказавшись от участия в скор-
бях и радостях мира. И в этом его незнании («быть или не быть»)
было столько горечи и печали, что не выдержало его сердце, чистое
и нежное. Проблема Обломова — это неполнота и несовершенство
человеческой природы в ее двойственности, о которой говорил Тютчев.
«О вещая душа моя, // О сердце, полное тревоги, // О, как ты
бьешься на пороге // Как бы двойного бытия!» Устав от борьбы, он
выбрал жизнь души, а жизнь сердца, полного тревоги, перестала
его волновать. Прав ли Обломов в своем решении? — Каждый дает
свой ответ.