Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Крестьянский быт и природа в лирике С.А. Есенина

Сочинение на тему «Крестьянский быт и природа в лирике С.А. Есенина»

Для всего творчества С. Есенина характерно обостренное чувство единения со своей страной, с ее историей, с теми истоками, из которых черпает вдохновение любой настоящий поэт.
Огромное место в его творчестве занимает пейзажная лирика, большое внимание уделяет поэт описанию и воссозданию в стихах крестьянского быта. При этом есть ряд особенностей, которые характеризуют творческую манеру Есенина.
Дело в том, что в творчестве Есенина мир деревни и мир родной природы неразрывно связаны друг с другом. В природе поэт черпает свой лиризм, нежность, возвышенную настроенность. Даже свое рождение он связывает с природой:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Жизнь лугов, равнин, лесов служит для поэта неиссякаемым источником самых разнообразных переживаний, смены чувств и настроений. Встречи с ракитами, радугой, покрасневшей рябиной могут вызывать в душе лирического героя Есенина не только грусть, но и радость, восторг. Зима его бодрит, весна дурманит. Очень часто в стихах Есенина природные явления очеловечены, например, «Месяц, всадник унылый, уронил повода», «Трава поблекшая в расстеленные полы сбирает медь с обветренных ракит», «…заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот…», и т. д. Именно поэтому в есенинских стихах так много олицетворений и сравнений явлений природы с жестами и поступками людей.
Растительный мир в лирике Есенина поразительно многообразен. Исследователи подсчитали, что в нем представлено около двадцати пород деревьев (липа, ива, черемуха и т. д.) и столько же видов цветов (ромашка, колокольчик, левкой и др.).
Столь же многолик и мир животных. Поэт относится к ним с любовью, прослеживает их судьбы («Песнь о собаке»), рисует их «портреты» («Корова»), Есенин опоэтизировал более ста видов животных и птиц, нередко придавая им символическое значение (лебеди — символ красоты, корова — символ крестьянского благополучия, розовый конь — образ молодости).
Все эти пейзажи, явления растительного и животного мира тесно сопрягаются с бытом и трудом родного села, помогают поэту выразить любовь к родному краю. И одно и другое составляли для него неразрывное единство.
Есенин очень ценил гармонию между крестьянским бытом и природой, умел мастерски изобразить ее в поэтических строках. Есенин особо подчеркивал такую характерную черту крестьянского хозяйства, как его органичное единство с окружающей природой. Эта мысль прослеживается во многих стихотворениях, где изображается деревенский дом («золотая бревенчатая изба»). Деревянный дом для Есенина не просто символ исконной допетровской Руси. Древо — мифологический символ гармонии, это основной строительный материал есенинской России: деревянная изба, утварь, колодезный сруб… Гармония строится еще и на том, что весь быт крестьянства построен по народному календарю, где любое действие было соотнесено с изменениями, происходящими в природе.
Есенин любуется крестьянской жизнью, умело вписывая быт в общую картину природы. Все это составляет для него как бы единый пейзаж: крестьянская изба, скотный двор, монастырь, старая церквушка, поле, лес, дорога.
Вот как это выглядит в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…»:
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и коров…
Примечательно, что Есенин ценит не только гармоничность деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада. Здесь все на своем месте, все просто и понятно. В есенинской хате по-деревенски уютно и чувствуется, что в ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб. Образ родного крестьянского дома является сквозным в лирике поэта. Воспоминание о родном доме, верность ему и стремление вернуться к истокам сопровождают человека везде, где бы он ни был. Мотив возвращения, неразрывно связанный с темой дома, также является одним из важнейших в лирике Есенина.
Но на склоне наших лет
В отчий дом ведут дороги.
Повезут глухие дроги
Полутруп, полускелет.

Ведь недаром с давних пор
Поговорка есть в народе:
Даже пес в хозяйский двор
Издыхать всегда приходит.
Так Есенин пишет в своем стихотворении «Не вернусь я в отчий дом». Аналогичные мысли он развивает в стихотворениях «Письмо матери», «Эта улица мне знакома…» и других.
Этот мотив часто сопрягается с другим мотивом — умирающей и возрождающейся природы. Таким образом параллелизм между жизнью природы и человека усиливается.
Итак, мир природы и мир крестьянского быта в лирике Есенина образуют неразрывное гармоническое единство. В этом единстве поэт видит свой идеал естественного бытия, истинной жизни. Отпав от этого бытия и пройдя долгий тернистый путь, лирический герой стремится снова вернуться в «отчий дом», отринуть прошлые заблуждения и обрести былую гармонию. Мотив возвращения к истокам, также очень важный для творчества Есенина, напрямую связан с его пониманием идеального бытия.
Влияние Есенина на русскую поэзию, да и на литературу в целом, было колоссально. Он повлиял не только на поэтов «крестьянского» направления. Его поэтический мир, в котором оказались слиты воедино многие составляющие бытия русского человека, образная насыщенность есенинского языка сделали литературу намного богаче, указав ей новые, до того не ведомые пути и возможности.