Ты — мое васильковое слово.
С. Есенин
Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. «Фамилия Есенин — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, ясень,— связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками»,— писал Алексей Толстой.
Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, Поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь.
Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах… После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: «Советские устремления… оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни».
Истинная красота редкостна, потому что она — чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным, какими бы «соками» он ни питался. А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим… Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Бо- жию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который «звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой». Вот это единство в коротком стихотворении поэта:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленькой матке
Зеленое вымя сосет.
«Выткался над озером алый свет зари…», и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зарр «выткался». Или: «Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя — поле безбрежное, дышит запахом меда и роз». Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным. Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: «Чуда! Чуда!» «Чудо у тебя на руках!» — был ответ Спасителя.
Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам.
«Быть поэтом — самая печальная радость… Истинная поэзия — это любовь, мужество, жертва… Все остальное не в счет, даже смерть»,— писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это. Чувствовал это. Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение — тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, — уже соломинка, за которую можно держаться.
Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли — работа. «Всю душу выплесну в слова!» — пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным. Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», «Все сжигает житейская мреть…». А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: «Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло».
Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства — корня Руси — «срубили» поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел «нежность грустную русской души». И, как бы подводя итог своему пути земному, он успел сказать:
Чтоб за все грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать,
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Это и завещание поэта, и его покаяние. И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.