Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Лирический герой Есенина 2

Сочинение на тему «Лирический герой Есенина 2»

Детство замечательного русского поэта С. А. Есенина прошло в селе
Константиново, среди «рязанских раздолий». До конца жизни Есенин
не уставал воспева красоту родного края, которая была ему милее
всех чудес Востока и Запада. Есенин, возможно, самый народный
русский поэт XX века. Не случайно многие его стихи превратились
в песни. Содержание поэзии Есенина понятно и близко простым людям.
Его стихи предельно искренни, редко кому из поэтов удавалось настолько
открыться перед читателями, стать для них своим. Есенин
покинул село, жил в крупных городах, путешествовал по свету, но
его лирический герой всегда оставался верен любви к родному краю.
Убедимся в этом, рассмотрев стихотворения Есенина разных периодов
его жизни.
В начале творчества лирический герой Есенина предстает деревенским
парнем, живущим в гармонии с окружающим миром. Он
полон восторга перед прелестью природы и «хотел бы затеряться»
в ней навсегда. Ранние стихи Есенина полны религиозных образов,
но Бога лирический герой видит не в небесах, а на земле — растворенным
в природе:
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Лирический герой счастлив на земле, он не променяет ее на небесное
блаженство:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Поэт часто представляет себя «смиренным иноком», «захожим
богомольцем». Его привлекает не религиозный аскетизм, а возможность
свободно бродить среди любимых полей и лесов. Природа
предстает в стихах Есенина живой, одухотворенный, поэт активно
использует прием олицетворения: «поет зима — аукает, мохнатый лес
баюкает», «плачут глухари», «дремлет лес», «задремали звезды золотые…
». Большую роль в раннем творчестве Есенина играют диалектизмы
(«драчены», «дежка», «махотка», «сутемы»), помогающие создать
особый деревенский колорит. Поэт создает неологизмы, подчеркивающие
ширь, необъятность, прелесть природы: «стозвон», «стозвонный».
В послереволюционный период творчества лирический герой
Есенина внешне меняется. Это уже не беспечный деревенский
парнишка — пастушок или странствующий богомолец, а городской
житель, известный поэт. В душе лирического героя намечается трагический
разлад: он мечтает вернуться в гармоничный деревенский
мир, но этого мира уже не существует. «Я последний поэт деревни», —
заявляет Есенин в 1920-м году. Революция, гражданская война смели
традиционный сельский уклад. Двадцатый век ознаменовался неуклонным
наступлением городской цивилизации на крестьянский мир.
В России еще не закончилась гражданская война, царила разруха,
а Есенин уже предвидел:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Лирического героя не радует будущая механизация сельского
хозяйства, он видит в ней гибель вековой гармонии крестьянского
быта, одухотворенный труд земледельца становится бездушным,
«колосья-кони» остаются без хозяина, перестают звучать песни
в деревне. Лирический герой ощущает смертельное противостояние
города и деревни. В стихотворении «Мир таинственный, мир мой
древний…» герой сравнивает себя с волком, которого затравили охотники.
Зверь бросается навстречу гибели, чтобы в последний раз
попробовать «вражеской крови». Цивилизация беспощадна к вольному
миру природы:
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Есенин мучается от невозможности совместить в себе два этих
мира — городской и деревенский. Он все чаще заглушает внутренний
конфликт водкой, становится известен пьяными скандалами. Лирический
герой превращается в «озорного гуляку», «уличного повесу», но под этим
обличием скрывается все тот же «пастушок», не нашедший места
в жестоком городском мире. Ему легче общаться с животными, чем
с людьми:
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Удивительной теплотой проникнуто «Письмо к матери». Лирический
герой называет свою городскую жизнь «тягостная бредь»,
она не принесла ему ничего, кроме «слишком ранней утраты и усталости
», отучила молиться. Однако в душе лирический герой остался
прежним и мечтает об одном:
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Итак, всю жизнь Есенин оставался верным теме родины. Для него
родина была неразрывно связана с деревенской жизнью и природой.
Лирический герой Есенина всегда отражал сокровенную мечту поэта
вернуться в родное село, жить в гармонии с миром природы
и мучался от невозможности это сделать. Из счастливого «пастушка»
или «инока» лирический герой превращается в «последнего поэта
деревни», оплакивающего исчезающую крестьянскую Русь. Герой
не может найти себе места в городе, становится «гулякой», «повесой
», «скандалистом», пытаясь хоть как-то заглушить тоску по утраченной
гармонии. До сих пор до конца не выяснены обстоятельства
самоубийства Есенина. Но о причинах трагического разлада в его
душе мы можем узнать из произведений самого поэта.