Стихи Сергея Есенина полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и образно передать.
В отечественную литературу поэт вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней искрящаяся радость юноши, открывающего для себя удивительный мир, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Есенина — «половодье» самых сокровенных человеческих чувств, то в других его произведениях — отчаяние, безысходная грусть.
«В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…» «Лирическим чувствованием» пронизано творчество поэта.
Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а. «дерево жизни». Об этом поэт пишет в статье «Ключи Марии». Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. «Я» героя растворяется в природе, спивается с ней.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Почти в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.
Идет возлюбленная мати
С пречистым ликом на руках.
«Письмо к матери» — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства и мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше «есть знак устремления». Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие. Есенинские цвета — это в основном красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Эти строки ясно говорят о том; что наступает яблочный Спас, создается праздничное настроение.
Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы («Пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», черемуха «спит в белой накидке»…)- Лирический герой тонко чувствует природу, деревенскую природу. Не случайно сказано: «Я последний поэт деревни…»
Но Русь не определяется только деревней. Постепенно страна становится железной, городе кой. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости:
Да, теперь решено без возврата,
Я покинул родные поля.
«Поэт деревни» становится лишь «захожим богомольцем». Герой уходит, но вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. «Заблудший сын» возвращается на пепелище, Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и железным. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.
Приемлю все. Как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
До конца он не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного — души С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны — свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.
Народ стонал. И в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь.
И он пришел.
Лирический герой разумом понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с такими переменами. «Я» героя как бы раздваивается, разрушается. «Конь стальной победил коня живого». В этом и состоит трагедия, трагедия дисгармонии с миром.
Однако после поездки Есенина за границу и на Кавказ в его творчестве происходит перелом и обозначается новый период. Он еще сильней полюбил Отечество и по-новому оценил происходящие в нем перемены. Настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение «Заметался пожар голубой…», полное чистой и нежной любви, дает ясное представление о новых мотивах в лирике поэта:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Конечно же, путь лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.