Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Сочинение на тему «Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Берёза»»

Свое хрестоматийное стихотворение «Береза» С.Есенин написал в знаковом для России 1913 году. Этот год характеризовался небывалым расцветом промышленности и культуры дореволюционной России: недаром потом вся советская статистика ориентировалась именно на 1913 год. Певцом именно старой Руси поэт оставался всю свою жизнь. И образ березы тоже был для него знаковым — как символ любви к той Руси.

По жанру это стихотворение на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике, но, зная особое отношение поэта к березе-Руси, его также можно отнести и к лирике гражданской.

Береза у С.Есенина — живое существо, и эта живость подчеркивается бесконечным числом олицетворений: береза «притаилась», «принакрылась» и «стоит», заря «обходит», ветки «распустились», снежинки «горят».

Главным определением является прилагательное «белая» — белая береза, белая бахрома. Известно, что именно белый цвет является символом чистоты, невинности, первозданной и нетронутой красоты. В то же время белая береза на белом снегу — это особо выдающаяся красота, как вышивка белым по белому. Но береза лирическому герою стихотворения настолько дорога, что дальше он ее подсознательно описывает цветами драгоценных металлов: «золотом огне» и «новым серебром». Эти же слова являются эпитетами которыми перенасыщено стихотворение («пушистых ветках», «сонной тишине»), что говорит о глубине чувств поэта.

На фонетическом уровне слышится благозвучие как отражение главной идеи любви к природе и любования ее красотой. Это проявляется в ассонансе гласных «е», «и», «о». Так, в первой строфе основной упор делается на «е» и «о»: «белая» — «береза» и «окном» — «снегом» — «серебром». Во второй эта игра звуков подхватывается гласными «и» и «о»: «пушистых» — «кисти» и «каймой» — «бахромой». В третьей строфе используются все три гласные: «стоит» — «тишине» — «снежинки», «береза» — «огне», «золотом» — «сонной». А вот в четвертой опять превалируют «и» и «о»: «лениво» — «ветки» и «кругом» — «серебром». Аллитерация выражается в сочетании согласных звуков: «окном» — «снегом», «пушистых» — «стоит». Музыкальности добавляет повторное использование союза «и» («и стоит береза» — «и горят снежинки»), а также одинаковой приставки «об» — «обходя, обсыпает».

Характерно, что красоту картины за своим окном автор описывает простыми предложениями. И только в последней строфе простое предложение усложняется деепричастным оборотом, который звучит как финальное крещендо.