Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Любовь в поэзии Н. А. Некрасова

Сочинение на тему «Любовь в поэзии Н. А. Некрасова»

1. Новаторство Некрасова.

2. «Панаевский цикл» стихотворений.

3. Тема семьи в любовной лирике.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Н. А. Некрасов

Любовная лирика Н. А. Некрасова не так широко известна, как гражданская, но и здесь поэт выступает новатором. Чему были посвящены любовные стихи до него? Они воспевали счастливую или неразделенную любовь. Некрасов же писал о ней приземленно, введя в лирику бытовое понимание любви, взаимоотношения со всех их сторон, со всеми нюансами. До Некрасова никто не писал о ссорах и бытовых мелочах в любви, о женских слезах и женском коварстве.

О слезы женские, с придачей

Нервических, тяжелых драм!

Вы долго были мне задачей,

Я долго слепо верил вам

И много вынес мук мятежных.

Теперь я знаю наконец:

Не слабости созданий нежных, —

Вы их могущества венец.

Вернее закаленной стали

Вы поражаете сердца.

Не знаю, сколько в вас печали,

Но деспотизму нет конца!

Поэт пишет о женщинах, которые не гнушаются злоупотреблять слезами для того, чтобы получить желаемое. Любовь он называет близорукой, делая вывод, что эту женщину не стоило любить, потому что с ней мужчина делается рабом.

О письмах бывшей любимой поэт говорит, что от них нужно избавляться или никогда не читать, иначе

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской…

«В них мало правды, — пишет поэт, — но они милы как цветы с могилы юности».

Самые интимные стихи о любви содержит так называемый панаевский цикл — под таким названием литературоведы объединили двенадцать стихотворений, посвященных А. Я. Панаевой. Эта русская писательница около пятнадцати лет была гражданской женой Некрасова. Взаимная любовь принесла им обоим и счастье, и переживания. Это. был роман не просто между мужчиной и женщиной, а между писателями, сотрудниками, соавторами — для того времени это были необычные отношения. Стихотворный роман, по мнению исследователя творчества Некрасова Н. Н. Скатова, был порождением романа жизненного: «…Роман был произведен не только литературный, но и жизненный, житейский». Эти отношения сопровождались сложными коллизиями, ведь Авдотья Яковлевна была законной женой И. И. Панаева, и после ее ухода к Некрасову все трое продолжали жить фактически под одной крышей. Красавица, умная, образованная женщина, она тянулась больше к Некрасову, чем к легковесному Панаеву. Николай Алексеевич называл ее своей второй музой.

Не знаю я тесней союза Сходней желаний и страстей —

С тобой, моя вторая Муза…

Для поэта союз с Панаевой был «свободным, по сердцу союзом». В стихотворении 1847 года он призывает любимую к этому союзу, не пугаясь молвы и клеветы: нужно освободиться от «постыдных уз», «когда горит в твоей крови огонь действительной любви». О том, что пришлось пережить Авдотье Яковлевне до встречи с поэтом, Некрасов писал:

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю —

Все отдала — тот стал ее палач!

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — убежден Некрасов. Такой же принцип он считал главным в семейных отношениях. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» было впервые опубликовано в 1851 году. В нем говорится о том, что «проза в любви неизбежна», но после ссоры слаще примирение. Ссоры вспыхивают легко, и в такой момент в пылу с языка может сорваться «неразумное, резкое слово». Лирический герой предлагает любимой:

Гэвори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир — и скорее наскучит.

В этом небольшом стихотворении мы видим будни семьи, быт влюбленной пары, не всегда мирный, но это обычное явление, ведь у людей разные характеры, и нужно идти навстречу друг другу, чтобы сохранить любовь. Поэт говорит о том, что любовь помогает людям выжить. У него необычный для своего времени взгляд на отношения между мужчиной и женщиной.

…Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки…

Его возлюбленная — это не бесплотный романтический идеал, а земная женщина, личность со сложным характером, имеющая свое мнение, свой взгляд на вещи. Она — «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», опора героя в жизни, его поддержка, единомышленница. Снова и снова он переживает историю начала их отношений:

Покорствуя, переживаю вновь

И первое движенье страсти,

Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне, < И как и верила, и колебалась снова, И как поверила вполне! (Счастливый день! Его я отличаю В семье обыкновенных дней; С него я жизнь мою считаю, Я праздную его в душе моей!) Влюбленная пара растет духовно в процессе нравственных поисков. Это отношения двух интеллектуалов. В этих отношениях нет однообразия, закостенелости. Некрасов пишет о личном, выражая в своих стихах мудрость и опыт семейной жизни. Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим, — Нам рано предаваться ей! Это была его роковая страсть. В 1856 году он пытается расстаться с Панаевой, сопровождая эту попытку стихотворением «Прости! Не помни дней паденья...», где завещает ей помнить только мгновения счастливой любви, забывая дни «тоски, унынья, озлобленья». Стихотворение «Давно — отвергнутый тобою...» (1855) показывает нам три этапа любви, воспоминания о которых связаны с одним местом, обрывом у реки. Первый — когда отвергнутый герой хочет броситься в волны, не мысля жизни без любимой. Второй — когда влюбленные вместе и счастливы, а любимая благословляет волны, отвергшие героя в минуты его отчаяния. Третий этап связан с закатом любви. Через много лет герой потерял любовь и снова вернулся к волнам, которые уже не отталкивают его, а манят. Поэт поражает нас глубиной выражения своего чувства в стихотворении, где смешаны биографическое, поэтическое и психологическое в изображении динамики любви. О напряженном течении любви также говорит стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...». Жизнь была наполнена тревогами и утратами, даже временное расставание любящих было неизбежным, но оно принесло опустошение в душу героя: Но с той поры как все кругом меня пустынно! Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время длинно, И холоден я к делу своему. Любовь и вера — это истинные ценности, которыми дорожит герой. Но он понимает также, что женщина имеет право сама решать свою судьбу, она заслуживает счастья. Такое изображение героев, как и появление в любовной лирике темы семьи, было необычно новым для того времени. Любовь у Некрасова настоящая, земная, а не возвышенноромантическая. Он показывает читателю прозу любви, сложные отношения любящих друг друга людей, становясь в этой теме чистым лириком.