1. Прием контраста при описании героини.
2. Родные существа и природные «помощники”.
3. Затерявшаяся праведная душа.
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Ф. М. Достоевский
Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое место по полярности уже в 1960-х годах вышел «Матренин двор». В небольшом произведении автор рассказывает о судьбе русской крестьянки. Уникальность образа, использованного автором, раскрывается в том, что Матрена человечностью и добротой, которые должны быть в душе каждого человека, своими делами и поступками завоевывает симпатию рассказчика и читателей, а не пустыми словами. Кажется, писатель хочет сказать о том, что в любом из нас есть добрые и светлые душевные порывы. Об этом свидетельствует образ постояльца, человека на долю которого выпало немало испытаний. Но в начале знакомства он закрывается от Матрены, не хочет, чтобы она вторгалась в его жизнь. Однако от героини исходит столько добра и теплоты, что сердце Игнатича таит, и он раскрывает свою душу этому праведному человеку. «Мне дороже была, — делился своими впечатлениями постоялец, — эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».
При изображении образа Матрены автор использует прием контраста, с помощью которого видна духовная сущность крестьянки. Так представлены люди, которые делят то небольшое имущество, что осталось после Матрены: «Спор шел об избе: кому она — сестре или приемной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась». Матрена же никогда ничего не делила, даже пенсии себе все никак не могла выхлопотать несмотря на то что осталась одна без кормильца.
Благодаря смене ритмики, использованной автором в повествовании, создается многослойная картина русской жизни. Мы видим героиню с разных сторон. То она помогает другим с огородом, то привечает у себя племянницу. Героиня никому и никогда не могла ни в чем отказать: «Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и воротясь, еще говорила без тени зависти: “Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее”». Такая искренняя заинтересованность и радость за другого человека становится еще одной черточкой к портрету праведного человека.
Новое в этом образе раскрывается не только благодаря людям, но и обстановке, в которой живет Матрена. Она настолько же бесхитростна, как и сама хозяйка. «Просторная изба, и особенно лучшая приоконная ее часть, была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Населяла этой живой уголок и колченогая кошка, которая была подобрана хозяйкой из жалости и прижилась.
Заметим, что фикус и кошка — два родных существа, которые окружали эти долгие годы Матрену, — по очереди покидают ее дом. Они были тоже не согласны с тем, чтобы изба стояла в новом месте. Колченогая кошка пропала, а фикусы вынесли. Ничего родного не осталось для Матрены в опустевшем доме. В дни переезда «кошка колченогая сбрела со двора — и пропала. Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену». Растения же ее ждали до самого конца. Но когда они оказались ненужными, в день похорон хозяйки, их вынесли из горницы: «И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросалась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), — фикусы вынесли из избы».
Большое значение имеет встреча главного героя с Матреной. Ведь именно через его восприятие окружающего мира перед нами раскрывается образ праведного человека. Она оказывает благотворное влияние и на своего постояльца. Матрена не столько своими словами, сколько поступками показывает то, что можно и нужно жить ради других. Возможно, именно это помогает Игнатичу убедиться в правильности своего выбора. Ведь он лагерник, поэтому хорошо устроиться после такого срока просто не мог. Он хотел учительствовать, то есть передавать свои знания и опыт новому поколению.
Приветливость Матрены и ее голос завораживали Игнатича, он снова пробуждали его к новой жизни, далекой от всяких тревог и сомнений: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Матрена почувствовала родственную душу в Игнатиче, поэтому во второй части повествования сама начала рассказывать о нелегкой судьбе, когда она осталась без мужа.
Отдельного рассмотрения заслуживает двор Матрены, тем более что он вынесен в название рассказа. В произведении показано духовное родство дома и его хозяина. В этом мы убеждаемся в ходе рассказа. Заметим, что когда Матрена «теряет» свой дом, она погибает сама. Тогда возникает вопрос: почему же в конце произведения Матрена, праведник, который оказывает столько добра окружающим, гибнет. Возможно, что просто в ее окружении не было людей, способных оценить ее душевное богатство. Но ей удается в какой-то степени вернуть к жизни главного героя, для которого подобная встреча имела большое занчение. Она дала ему возможность оглянуться вокруг себя и посмотреть на окружающих повнимательнее. Возможно, и нам в жизни нужно поступить также, чтo-бы не допустить гибели праведного человека.
А может быть писатель понимает, что такой человек не может жить в этом мире. Ведь если бы героиню окружали такие как Игнатич, то они смогли еще бы очень долго дарить свое добро и теплоту окружающим. Однако жестокость мира и неприспособленность Матрены к жизни по его правилам приводит героиню к гибели.
Люди, среди которых живет Матрена, очень жестоки. Но ей в праведной жизни помогает природа. Так метель не дает несколько дней вывести вещи из ее дома. «Но в тот же день началась мятель — дуель, по-матренинному. Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами». В результате этого приходится затратить немалые силы, чтобы наконец сдвинуть повозку с места. Таким соотнесением автор еще раз подчер — v кивает, что жестокость людей не имеет границ. Их корысти и равнодушия оказалось достаточно для того, чтобы погубить одну праведную душу, которая могла привести их к спасению.
Важно отметить, что перед роковыми событиями на деревню спускается тишина. Кажется, что сама природа предчувствует беду. «Я мог тогда понять, — думал про себя постоялец, — отчего тишина, — оттого, оказалось, что за весь вечер ни одного поезда не прошло по линии в полуверсте от нас».
Так автор показывает, что за Матрену, праведного человека, заступается только природа. Только она понимает внутреннюю сущность этого человека. Только в ней находятся силы для защиты невинного и всеми незамечаемого человека. Писатель использует и природные зарисовки для отражения душевного мира главной героини: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
Особую значимость рассказ приобретает тогда, когда мы узнаем о том, что у Матрены есть реальный прототип — М. В. Захарова. Это придает еще большую достоверность повествованию. Оно не отрывает нас от действительности, говоря о том, что и на нашей земле есть праведники, которых мы, возможно, просто не замечаем. Но если мы повнимательней посмотрим вокруг себя, то увидим, что нас окружает очень много людей, которые, вероятно, нуждаются в помощи. И они не столько ждут какой-то конкретной поддержки, сколько хотят чтобы им не мешали, тогда они до конца дней своих могли бы одаривать «лучезарной улыбкой».
Недаром именно в конце рассказа автор прямо называет свою героиню праведником, от которого никто никогда не слышал ни одного грубого слова, а видел только помощь, сочувствие и поддержку. В этом месте повествования автор в очередной раз на контрасте показывает, как далеки друг от друга Матрена с ее богатым душевным миром и окружающие ее люди. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».