Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Сочинение на тему «Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов»»

Можно сказать, что роман Гончарова «Обломов» построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представляет нам мифологическую идеализированную модель мира. Она появляется в знаменитом сне Обломова и включает в себя черты не только русского народного быта, но и библейские, и даже античные символы. И хотя сам Гончаров выступает против своего сравнения с Обломовым, судя по тексту, мы можем сказать, что этот мир манит не только его героя, но и его автора. Попробуем рассмотреть поближе, что же это за «блаженное» место, Обломовка.

Сон Обломова встречаем в первой части романа, которую можно было бы даже выделить как отдельное произведение. Сам автор относится к ней негативно, считая ее по сравнению с тремя последующими частями неудавшейся. Однако она очень валена хотя бы потому, что без нее невозможна была бы связь между произведениями, входящими в трилогию Гончарова: между «Обыкновенной историей», «Обломовым» и «Обрывом». Причем важно то, что связь эта в «Обломове» идет именно через модель идеальной жизни, Обломовку. Название это, как и фамилия Обломов, может иметь множество интерпретаций. Для нас интересно сходство этого названия со словом «обломок». Тут же возникают ассоциации: обособленный умиротворенный мирок Обломовки — «обломок патриархального Эдема».

Вспомним имена основных персоналсей других романов трилогии. С этой точки зрения они совсем не случайны. Адуев в «Обыкновенной истории» и Райский в «Обрыве» — и вот улее протянулась нить между этими тремя произведениями: «Ад», «Эдем» и «Рай» — части одной истории.

В маленьком «патриархальном Эдеме», как и в истинном, все создано для блага человека. Даже природа здесь блаженна: «Небо там… как родительская надежная кровля», будто бы Божий дом над «раем» земным. «Солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя…», как будто не хочет покинуть единственный оставшийся на земле «божественный» уголок. «Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и незаметную, сну подобную смерть». Я думаю, что, не согреши Адам и Ева и останься в Раю, эти слова как нельзя лучше подошли бы, чтобы описать их жизненный путь.

Теперь, перейдя от «благословенной» природы к быту Обломовки, надо сказать, что автор настолько «сглаживает острые углы» русских патриархальных отношений, что жизнь обломовцев кажется нам просто сказкой. Все там что-то делают, но в то же время и не делают. Сама собой напрашивается мысль о сказочной «скатерти-самобранке», беспрестанно присутствующей на столе барского дома, и о колосьях, которые сказочным образом «сами собой» произрастают на крестьянских полях. Вот вам и пример счастливой «райской» жизни, где все люди живут в мире и согласии, благодаря «сказочной» помощи свыше. Да и засыпают-то обитатели Обломовки где попало, словно Адам и Ева в Раю или персонажи сказки о спящей красавице.

Мотив сказочной Обломовки можно найти не только в скрытой форме, но и в явно выраженной. Это история, рассказанная Обломову его няней. Она воссоздает целый удивительный мир, лишенный невзгод, мечту о котором Илья Ильич проносит сквозь всю жизнь. О «кисельных берегах» сказочного государства он грезит, уже будучи в Петербурге. А образ Милитрисы Кирбитьевны навсегда останется идеалом жены для Обломова. Сказки эти слушали поколение за поколением, так что они властвовали не только над Ильей Ильичом Обломовым, но и над всеми остальными в Обломовке. И примером такого взаимодействия сказки и реальной жизни обломовцев может служить хотя бы описание избушки одного из крестьян, в которую не всякий сможет войти, «разве «только что проситель упросит ее стать к нему передом, а к лесу задом».

Рассказы няни создают «воображаемую Илиаду русской жизни», которую она «с простотой и добродушием Гомера» пересказывает Обломову. Рассказывает няня Илюше и о «Золотом руне» на Руси — Жар-птице. И тут же мотив этот переносится в «античную» Обломовку. Мужики там ездят в ближайший город продавать свои товары, точно в сказочную Колхиду.

Мифы Обломовки многогранны и многочисленны. Нужно только увидеть их.

В заключение хотелось бы сказать, что, хотя с идеями Гончарова можно не соглашаться, однако его произведение дает нам много новых и интересных тем для размышления.